Псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго»: в чем смысл текста и как его правильно читать
Псалмы — тексты, написанные в особом жанре молитвословной поэзии — играют важную роль в духовной традиции нескольких мировых религий, включая иудаизм и христианство. Всего их 150, они собраны в Псалтири, которая считается книгой с молитвами на все случаи жизни. Некоторые из стихов особенно любимы верующими и прочно вошли в их повседневную жизнь. Среди таких — псалом 90-й. «Лента.ру» рассказывает, какое значение имеет псалом 90-й и почему некоторые толкователи приписывают его авторство Моисею.
Что такое псалмы
Как рассказал «Ленте.ру» духовник православной гимназии и руководитель миссионерского отдела Нижнетагильской епархии священник Алексей Бессонов, псалмы — это песни, воспеваемые библейским царем Давидом в честь Бога. Несмотря на разное авторство, большинство толкователей рассматривают их как единое целое, отмечает эксперт.
Псалмы входят в Ветхий Завет и представляют собой набор лирических, поэтических и молитвенных произведений. Всего в Книге псалмов 150 текстов. Псалмы Давида, их более 80, охватывают разнообразные темы: это и хвала Богу, и молитвы о защите, и исповедание грехов, и просьбы о помощи, и выражение веры.
Одним из наиболее известных и цитируемых псалмов является, например, 22-й псалом, который начинается словами: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться».
В христианской традиции псалмы Давида считаются важной частью Библии, и многие из них включены в религиозные обряды и служения.
Чем знаменит псалом 90-й
«Давид поэтически излагает молитвы и события, произошедшие в жизни людей. В девяностом псалме он описывает, что человек всегда будет спасен и защищен Богом, если полагается на Него, молится и следует Его заповедям», — говорит священнослужитель.
Псалом 90-й включает в себя размышления о времени, вечности Божией и краткости человеческой жизни. Автор воспевает величие Бога и Его вечность, приводит сравнение с краткостью и хрупкой природой человеческой жизни.
Как звучит текст псалма на русском языке
Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Как звучит текст псалма 90-го на церковно-славянском языке
Живы́й въ по́мощи Вы́шняго, въ кро́вѣ Бо́га небе́снаго водвори́тся, рече́тъ Го́сподеви: засту́пникъ мо́й еси́ и прибѣ́жище мое́, Бо́гъ мо́й, и упова́ю на Него́. Я́ко То́й изба́витъ тя́ от сѣ́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ Свои́ма осѣни́тъ тя́, и подъ крилѣ́ Его́ надѣ́ешися: ору́жiемъ обы́детъ тя́ и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрѣлы́ летя́щiя во дни́, от ве́щи во тмѣ́ преходя́щiя, от сря́ща {от нападе́нiя} и бѣ́са полу́деннаго. Паде́тъ от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, къ тебѣ́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́нiе грѣ́шниковъ у́зриши. Я́ко ты́, Го́споди, упова́нiе мое́: Вы́шняго положи́лъ еси́ прибѣ́жище твое́. Не прiи́детъ къ тебѣ́ зло́, и ра́на не прибли́жится тѣлеси́ твоему́ {селе́нiю твоему́}: я́ко А́нгеломъ Свои́мъ заповѣ́сть о тебѣ́, сохрани́ти тя́ во всѣ́хъ путе́хъ твои́хъ. На рука́хъ во́змутъ тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и змі́я. Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́тъ ко Мнѣ́, и услы́шу его́: съ ни́мъ е́смь въ ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: долгото́ю дні́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́нiе Мое́.
Почему авторство псалма 90-го приписывают Моисею
Вопрос об авторстве некоторых псалмов часто становится объектом дискуссии среди богословов и исследователей Библии. В случае девяностого псалма авторство приписывается в том числе Моисею — одной из ключевых фигур Ветхого Завета, автору Пятикнижия (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).
«Традиция связывать псалом 90-й с Моисеем появилась довольно поздно. Перевод Септуагинты, который был создан в III веке до Рождества Христова, отмечает псалом как хвалебное произведение Давида о Боге и защите человека. Однако в современных еврейских текстах написание псалмов может не совпадать, это вызывает путаницу в их идентификации и порядковом номере», — рассказывает священник Алексей Бессонов.
Вопрос об авторстве псалма 90-й остается предметом обсуждения и может зависеть от методологии и точки зрения конкретного исследователя
Сторонники гипотезы об авторстве Моисея настаивают, что псалом 90-й следует считать смысловым продолжением псалма 89-го, автором которого как раз и указан Моисей.
«Девяностый псалом не имеет авторской подписи, но часто считается продолжением молитвы Моисея (псалма 89-го), — говорит эксперт. — Некоторые ученые указывают на стилистические различия. Все же традиционно текст приписывается Давиду, и эта атрибуция сохраняется в течение более чем двух тысяч лет».
В чем смысл псалма 90-го
«Псалом 90-й описывает человека, который надеется на Бога и всегда находится под Его покровительством. Давид, царь и военный лидер, испытывал многочисленные трудности, часто подвергался опасности. В псалме выражается убеждение в том, что тот, кто уповает на Бога, всегда будет под Его защитой от внешних и внутренних угроз», — поясняет смысл текста собеседник «Ленты.ру».
Псалом 90-й популярен и любим в христианской традиции, часто используется в ритуалах и молитвах, особенно если верующий человек оказался в трудной жизненной ситуации, тревожится и боится, нуждается в защите Алексей Бессонов священнослужитель
Этот псалом читается на Великом повечерии и на Шестом часе в качестве заключительного псалма, а также в начале панихиды (при совершении ее по полному чину).
В народной традиции псалом 90-й входит в число молитв, которые нужно читать «в бесовских напастях и искушениях».
«Многие наши новомученики, исповедники церкви русской, которые были гонимы за веру, описывают, что этот псалом поддерживал во всех испытаниях, которые выпали на их жизнь. Надежда на Бога укрепляла и помогала сохранить душевное равновесие и здоровье», — подытожил Алексей Бессонов.