День 16 января в истории

Всемирный день The Beatles.

День 16 января в истории
© Парламентская газета

Праздник отмечается с 2001 года по решению ЮНЕСКО.

Международный день ледовара.

Праздник всех заливщиков льда — и профессиональных, которые работают на больших ледовых аренах, и любителей, заливающих катки во дворах.

Дата для него была выбрана не случайно. 16 января 1901 года родился американский инженер Фрэнк Замбони, который «приручил» лед. Он изобрел ледовый комбайн для восстановления льда на катках — ресурфейсер. До этого все делалось вручную.

55 лет назад (1969) была осуществлена первая в мире стыковка на орбите пилотируемых космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5».

«Союз-4», которым пилотировал Владимир Шаталов, был запущен с космодрома Байконур 14 января 1969 года. На следующий день в космос отправился «Союз-5», на борту которого находились Борис Волынов, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев.

Шестнадцатого января около 8 часов утра корабли встретились на орбите. Стыковка была начата в автоматическом режиме, а завершали ее уже в ручном режиме Борис Волынов и Владимир Шаталов. Это была первая в мире стыковка на орбите двух пилотируемых кораблей.

Затем космонавты выполнили вторую задачу полета: переход из корабля на корабль через открытый космос. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев вышли из «Союза-5» и, перебирая руками по поручню, поскольку наступать на обшивку корабля, покрытую датчиками, было нельзя, перешли в «Союз-4», где их встретил Шаталов. За процессом перехода из одного корабля в другой в прямом эфире наблюдали тысячи советских телезрителей.

В состыкованном состоянии корабли провели на орбите 4 часа 35 минут, после чего «расстались». «Союз-4» с Шаталовым, Хруновым и Елисеевым на борту приземлился 17 января. А Волынов на «Союзе-5» вернулся на Землю днем позже.

За успешное осуществление полета и проявленное при этом мужество космонавтам было присвоено звание Героя Советского Союза. 

65 лет назад (1959) на Горьковском автозаводе была собрана первая партия автомобилей «Чайка» (ГАЗ-13)

Над созданием автомобиля представительского класса работал большой коллектив конструкторов, инженеров, дизайнеров и испытателей завода под руководством главного конструктора завода А. Д. Просвирнина. Ведущим конструктором проекта был Н. А. Юшманов, ведущим художником-конструктором — Б. Б. Лебедев.

«Чайка» была революционным для отечественного автопрома автомобилем. Она оснащалась V-образным 8-цилиндровым двигателем мощностью 195 лошадиных сил, гидроусилителем руля, кнопочным переключателем передач, электрическими стеклоподъемниками, противотуманными фарами и всеволновым радиоприемником с автоматической настройкой. Собирался автомобиль вручную.

ГАЗ-13 был снят с производства в 1981 году. За эти годы было выпущено более 3 тысяч автомобилей.

105 лет назад (1919) приказом Революционного военного совета республики в Рабоче-крестьянской Красной армии введены знаки различия военнослужащих по воинским должностям.

После Октябрьской революции декретом Совнаркома РСФСР «Об уравнении в правах всех военнослужащих» как символ неравенства были отменены все чины, воинские звания и знаки отличия, в том числе и награды.

Однако уже 16 января 1919 года в Рабоче-крестьянской Красной армии были введены знаки различия военнослужащих по воинским должностям в виде нарукавных знаков. Они выкраивались из алого сукна и нашивались на левый рукав рубахи и шинели над обшлагом.

Знаки различия состояли из пятиконечной звезды, под которой горизонтально размещались знаки должностного положения: треугольники, квадраты или ромбы. Один треугольник обозначал командира отделения, два — помощника командира взвода, три — старшину. Один квадрат полагался командиру взвода, два — комроты, три — комбату, четыре — комполка. Один ромб носил командир бригады, два — начальник дивизии, три — командующий армией, а четыре — фронтом.

На воротники рубах и шинелей нашивались петлицы. Их цвет зависел от рода войск: у пехоты — малиновый, кавалерии — синий, артиллерии — оранжевый, инженерных войск — черный, авиа­ции — голубой, пограничной охраны — зеленый.