Публикация "Родины" о самолете "Александр Пушкин" вызвала спор среди исследователей

Автор отвечает на письмо военного историка о происхождении рисунка самолета "Александр Пушкин", впервые в наши дни опубликованного в журнале "Родина" и спецвыпуске "Пушкин наш. И всё".

Публикация "Родины" о самолете "Александр Пушкин" вызвала спор среди исследователей
© Российская Газета

К Ольге Чагадаевой обратился военный историк Юрий Бахурин.

- Мы с коллегами с большим интересом прочитали Вашу статью о самолете с именем собственным "Александр Пушкин", но заспорили о том, насколько аутентичным является иллюстрирующий публикацию рисунок. Я имею в виду не степень достоверности воспроизведения внешнего вида самолета художником - те же танки, и советские, и немецкие в годы Великой Отечественной тоже нередко рисовали вольно. Однако это изображение само по себе, насколько мы можем судить, является единственным визуальным источником по данному самолету в принципе. Других рисунков, а также фотографий в ходе собственного мини-исследования нам отыскать не удалось.

Скажите, этот рисунок был найден в фондах Центрального архива Министерства обороны России, или, быть может, из частной коллекции? И - возможно ли хотя бы приблизительно датировать его?

Мы не планируем и републиковать приведенную в статье репродукцию рисунка самолета. Тем не менее, было бы весьма интересно понять, насколько историчным является этот рисунок, и то, относится ли он непосредственно к периоду Великой Отечественной войны?"

Вот, что мы ответили Юрию Бахурину.

Этот рисунок, опубликованный в газете 1-й воздушной армии Западного фронта "Сталинский пилот" в июле 1943 года. Он был выполнен однополчанином одного из героев статьи - командира 2-й эскадрильи 162-го авиаполка и будущего Героя Советского Союза капитана Юрия Горохова. Карандашную зарисовку боец делал, что называется, "в поле", а военкор позаимствовал ее для иллюстрации одной из двух заметок о прославленном летчике полка. Цитаты из обеих приведены в статье. Таким образом мы можем достаточно уверенно датировать рисунок июлем 1943 года.

Вы правы, это действительно единственный визуальный источник по истребителю "Александр Пушкин". Это давнее исследование, а скорее - расследование мне помогал проводить мой коллега военный историк Андрей Смирнов (в статье Вы можете видеть его комментарии о технических характеристиках этого самолета). В ЦАМО, к сожалению, о машине практически ничего найти нельзя.

Мне удалось связаться с родственниками героев статьи, они предоставили замечательные фотографии, но и среди них, к сожалению, снимка самолета не оказалось. Мы долго и скурпулезно восстанавливали по обрывкам противоречивых сведений серийный номер самолета (44120) и его модификацию (Як-7б), чтобы подобрать наиболее достоверный иллюстративный материал. Так, по карандашному наброску 1943-го года и современному рисунку истребителя этой модификации мы можем составить представление о том, как выглядел "Александр Пушкин".

Поиск этого рисунка сам по себе превратился в детективную историю. Не вдаваясь в подробности, скажу, что необходимую вырезку из "Сталинского пилота" мне удалось найти не в архиве и не в музее, не в химкинском отделении Ленинки и не в столичной Историчке, а в библиотеке подмосковной Лесногородской школы, где бережно хранят память об "Александре Пушкине" и его "идейном вдохновителе" пушкинисте Иване Новикове. Кто-то из энтузиастов в советское время даже создал макет этого поистине легендарного истребителя.

Рисунок самолета "Александр Пушкин" из газеты "Сталинский пилот" бережно хранится в библиотеке им. И. Новикова в поселке Лесной городок Одинцовского района Московской области. Фото: "Родина"