Люди падали в ледяную воду и молили о помощи: как произошла самая страшная катастрофа в истории дальневосточного мореходства

Жуткая сцена из «Титаника» Старший мастер добычи Анатолий Охрименко, который работал на рыболовном траулере «Бокситогорск» в Беринговом море в январе 1965 года, стал единственным, кто смог выжить в катастрофе. Больше ста его коллег погибли в ледяной воде без единого шанса на спасение. Утром 19 января, в Крещение, Охрименко спустился в кают-компанию – сделать перерыв. Больше 30 часов вся команда без остановки сбивала лед с судна – иначе оно моментально пошло бы ко дну. В этот момент траулер резко лег на левый борт. Вторая волна его добила, и «Бокситогорск» уже не поднялся. Люди побежали спасать свои жизни. «В коридоре я увидел боцмана Александра Новикова. Из-за сильного крена он лежал на переборке. Я крикнул ему: «Прыгай!», ухватился за поручни, подтянулся и вылез на борт», – вспоминал Анатолий Охрименко. Моряк рассказывал, что пришел в себя, когда уже был в ледяной воде. За бортом – минус 20, штормовой ветер и волны. Траулер уже перевернулся, но еще не пошел ко дну. Он лежал на днище и из последних сил держался за киль. В живых было еще трое: кок и два матроса – они не смогли подплыть к судну из-за работающего винта. «Два раза волна накрывала меня, на третий смыла с киля. Когда осмотрелся немного, вокруг никого не было. Только слышал, как кто-то кричал. Видимость была очень плохая, потому что от сильного мороза над водой стелился пар. Случайно натолкнулся на небольшую льдинку. Забраться не смог, потому что она переворачивалась, да и сил уже было мало. Кое-как уцепился за нее, так и держался. Руки уже не слушались, голова обледенела, и я почти ничего не видел. Вдруг кончился снежный заряд, и я заметил корпус траулера буквально в сотне метров от себя», – вспоминал те страшные моменты моряк. Охрименко спасли коллеги с судна «Уруп». Они были ближе всего, когда получили сообщение от капитана, что дела плохи. Из-за ветра и волн судно не смогло подойти близко и рисковало само завалиться на бок. Экипаж «Урупа» видел людей в воде, но спасти удалось только одного. Фото: РИА Новости / Марк Редькин Страшное начало В те годы в Беринговом море промысловая экспедиция из Камчатской, Сахалинской и Приморской флотилий занималась выловом сельди. 18 января 1965 года часть судов направилась южнее для вылова камбалы. В тот день стояла ненастная погода, на море были волнения, порывистый ветер. Температура воздуха составляла –21 градус, а скорость ветра доходила до 35 м/с. Сила шторма оценивалась в 10–12 баллов, волны достигали в высоту нескольких метров. Из-за низких температур вода, попадавшая на суда, тут же замерзала. Корпуса, надстройки, тросы и рыболовное оборудование начали покрываться льдом. Известно, что сильное обледенение может привести к крену и качке, в худшем случае – к опрокидыванию судна. Чтобы этого не произошло, необходимо скалывать куски льда и сбрасывать их с борта. В тот день лед намерзал на несколько сантиметров буквально за минуты. Руководство Беринговоморской экспедиции велело всем судам отойти севернее и «прижаться» ко льдам. Так можно было избежать больших волн и серьезного обледенения. Почти все корабли сумели укрыться от непогоды, встав рядом со льдами. Во время вечерней переклички отметились капитаны средних рыболовных траулеров «Нахичевань», «Себеж», «Севск» и «Бокситогорск». Несмотря на сохраняющееся обледенение, ситуация находилась под контролем. Борьба со штормом В ночь на 19 января шторм усилился, порывы ветра достигали ураганной силы, до 35 м/с, резко упала температура. Было объявлено штормовое предупреждение. Суда продолжали стремительно обрастать льдом и все больше теряли остойчивость. Лед нарастал со скоростью 2–3 сантиметра в минуту – 10–15 тонн в час. Для небольших судов длиной до 40 метров и водоизмещением до 500 тонн это чрезвычайно опасно. Как рассказывал один из помощников капитана траулера «Повенец» Иван Бирюк, работы велись 36 часов без отдыха. Фото: РИА Новости / Лев Гаркавый «Лед нарастал на глазах. Управление нашим судном обеспечивали четыре человека, остальные двадцать два члена экипажа окалывали лед. У многих были сильно обморожены руки, лица, но люди с палубы не уходили», – цитирует его воспоминание Nakhodka.Media. Сильнейший шторм бушевал всю ночь, люди уже начали чувствовать безысходность и осознавать, какая участь их ждет. Спасли только одного Утром 19 января во время капитанского часа в эфире прозвучал голос капитана траулера «Уруп», который заявил, что на его глазах перевернулось судно. То самое, с которого в живых остался лишь один человек – Анатолий Охрименко. Тело еще одного моряка подняли на борт, но 23 человека навсегда остались в Беринговом море. В это время в Бристольском заливе перестали выходить на связь еще три траулера Невельской базы тралового флота – «Севск», «Себеж» и «Нахичевань». Было ясно, что с ними произошло то же самое, иначе они подали бы хоть какие-то сигналы бедствия. У экипажа попросту не оказалось времени. Начались их поиски. Днем 20 января в море были найдены спасательный круг с «Севска», бочки с надписью «Себеж», ящик лампочек и ящик продуктов, который стоял на верхнем мостике «Себежа». От «Нахичевани» ничего не осталось. Что было потом Поиск судов, потерпевших бедствие, продолжался до 12 февраля. После этого находившихся на них моряков официально признали погибшими. В архивах сохранилось письмо Ирины Санжаревской из Харькова, чей муж работал на траулере «Нахичевань». В нем она молила продолжать поиски. В конце послания она написала, что 12 июля у них родилась дочь, а муж ее так и не увидел. Госкомиссия, приводившая расследование, выяснила, что кроме опрокидывания от потери остойчивости, трагедии способствовало разрушение корпусов льдинами. Многие суда были порядком изношены, а их обшивка – истончена. Семьям погибших были выделены квартиры в новых домах по улице Рыбацкой в Невельске. Пенсии по потери кормильца вдовам пришлось добиваться через суд почти два года. В 1967 году в Невельске установили памятник экипажам судов «Севск», «Себеж» и «Нахичевань», а в 1979 году на горе Лебединой в Находке открыли мемориал «Скорбящая мать» в честь погибших на траулере «Бокситогорск». «ФедералПресс» рекомендует прочитать о катастрофе, произошедшей в Магаданской области. 19 декабря 1947 года в бухте Нагаева сухогруз, подходя к портовскому причалу, напоролся на лед. В носовой части судна начался пожар, чуть позже прогремел взрыв. Следом сдетонировали капсюли, находившиеся на другом судне. В результате трагедии погибло свыше 100 человек, материальный ущерб составил 116 млн рублей. Фото: РИА Новости / Л.Македонский

Люди падали в ледяную воду и молили о помощи: как произошла самая страшная катастрофа в истории дальневосточного мореходства
© РИА "ФедералПресс"