В.И. Ленин умер в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда
"Владимир Ильич Ленин умер в возрасте 53 лет 21 января 1924 г. в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда".
Телеграммы с таким текстом полетели во все уголки страны уже вечером того январского дня. В ответ в Москву устремились тысячи телеграмм и писем с выражением скорби и пожеланиями трудового народа и интеллигенции не предавать тело Ленина земле, чтобы все, кто не успеет проситься с ним, могли отдать дань уважения вождю революции. Тогда же было принято решение не хоронить Ленина, а установить гроб с забальзамированным телом в Мавзолее на Красной площади.
В тот же день, 21 января, была создана Комиссии ЦИК СССР по организации похорон В.И. Ленина. Среди документов комиссии, опубликованных в 2018 году Федеральным архивным агентством, есть несколько, касающихся фиксации происходящего. 22 января Комиссией было принято решение об организации фото- и киносъемки траурных мероприятий. В постановлении говорится об организации фото и киносъемок процесса перевозки тела Ленина из Горок в Москву.
В Москву тело вождя мирового пролетариата доставил специальный траурный поезд. Кинооператоры зафиксировали все ключевые моменты движения траурной процессии, а сам поезд позднее стал музеем.
Гроб с телом вождя было решено установить в Колонном зале Дома Союзов на пять суток. Такой срок был выбран для того, чтобы все желающие могли попрощаться с первым руководителем Советского государства. Делегации из разных городов ехали в Москву по несколько суток. На местах в течение этих пяти дней проводились траурные митинги, а во время переноса тела в Мавзолей митинги шли синхронно во всех городах и поселках, селах и деревнях страны.
Комиссия по организации похорон уделила особое внимание художественному увековечиванию событий тех дней. Этот вопрос обсуждался уже во время движения траурного поезда из Горок в Москву.
В тот же день из состава Комиссии по организации похорон была выделена подкомиссия "для выяснения вопроса - кого и в каком количестве допустить к зарисовке".
Желающих зарисовать все, что связано со смертью Ленина, было немало. Но первым номером в ту пору однозначно значился художник Исаак Бродский.
Исаак Бродский рисует Ленина. 1921 год. Фото: "Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств"
В 1920-е годы Бродский был приближен к самой верхушке Советской власти, он фактически создавал иконографию советских вождей - Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Анатолия Луначарского, Клима Ворошилова, Михаила Фрунзе, Михаила Калинина и других.
В 1924 году Бродский присутствовал на прощании с Лениным. В том же году он завершил работу над картиной "У гроба вождя. Колонный зал Дома Союзов". Сейчас невозможно установить, случайно или намеренно, но на первом варианте картины Бродского среди прощающихся с вождем не оказалось генерального секретаря партии Иосифа Сталина. Скорее всего это стало одной из причин отрицательного отзыва Комиссии по увековечиванию памяти В.И. Ленина.
В апреле 1925 года Бродский переработал свое полотно и представил другой вариант картины, на которой Сталин стоит в окружении соратников у гроба Ленина. Партийные покровители художника - члены комиссии Авель Енукидзе и Климент Ворошилов встали на защиту художественных достоинств мемориального полотна.
Енукидзе в то время и предположить не мог, что его собственное изображение (равно как и присутствие на картине других политических деятелей, вычеркнутых впоследствии из истории партии) станет поводом для долгой ссылки полотна в музейные запасники.
Циркуляром от 16 октября 1950 г. картину было предложено передать на спецхранение в Министерство госбезопасности с примечанием: "Бродский И. "У гроба вождя. Колонный зал Дома Союзов". Имеется изображение Каменева, Зиновьева, Рыкова, Енукидзе".
На картине Бродского изображены соратники вождя, провожающие его в последний путь (слева направо): А.И. Ульянова-Елизарова (спиной), неизвестный (в полупрофиль), Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.К. Крупская (у изголовья), Ф.Э. Дзержинский, И.В. Сталин, М.И. Калинин, неизвестный, А.И. Рыков, Я.Э. Рудзутак (в профиль), А.С. Енукидзе (на переднем плане в профиль), Н.И. Бухарин (на втором плане), С.С. Каменев (на переднем плане).
Сравнивая фотографии с прощания и картину Бродского, внимательный зритель заметит, что художник "развернул" гроб Ленина - на документальных снимках изголовье находится справа, а на картине - слева. Современный внимательный зритель также не может не отметить неоднозначность текста с транспаранта на левой стене Колонного зала. На транспаранте, предположительно, цитируется высказывание Ленина о задачах рабочего класса, но зритель видит лишь фрагмент.
Как мы видим из галереи, проститься с Лениным и зарисовать обстановку, царившую в Колонном зале Дома Союзов, довелось нескольким художникам. Исключение, возможно, составляет Иван Горюшкин-Сорокопудов, написавший в 1920-х картину "Сталин у гроба Ленина". Но, возможно, он писал свою работу не с натуры, а по фотографиям, опубликованным в газетах и выпущенным в виде книжек и наборов фотооткрыток. Такое предположение основывается на том, что художник в 1924 году жил в Пензе и композиционно его картина очень похожа на фотографии.
Похожая судьба ждала и некоторые фотографии с прощания с Лениным. "Родина" писала о снимке, хранящемся в семейном архиве. На нем запечатлены советские вожди и члены Комиссии по увековечиванию памяти Ленина. Большинство людей с фотографии канули в лету и были стерты с фото. На момент нашей публикации в открытых источниках не было доступно других вариантов этого снимка. Сейчас, благодаря публикациям музеев, можно найти несколько оригинальных отпечатков той поры. Где-то сохранились даже отдельные фотооткрытки, распространявшиеся в наборах после смерти Ленина, а затем изъятые из фондов и библиотек из-за того, что на них оказались лица тех, кто позже будет объявлен врагом народа.
Материал подготовлен с использованием документов и фотографий, опубликованных на сайте Росархива: виртуальная выставка "Ленин" из цикла выставок "Лидеры советской эпохи". В галереях использованы образы фотографий и картин, опубликованных в открытых источниках (Википедия) и на сайтах ГИМ, Третьяковской галереи, Госкаталога музейного фонда Министерства культуры РФ и других. Все материалы публикуются в информационных, просветительских целях. В случае возникновения претензий просьба обращаться в редакцию сайта журнала "Родина".