Михаил Швыдкой: Индивидуальная нравственная гигиена важна не меньше социальных обязательств
Собственное несовершенство мучает не только тогда, когда ты делаешь какие-то непростительные ошибки. Скажем, забываешь фамилию философа, чьими работами зачитывался еще тридцать лет назад, и вместо фамилии Юдин вдруг произносишь Дубин, как случилось со мной недавно. Или, похвалившись своим школьным математическим образованием, не можешь правильно сложить два двузначных числа. И такое бывает.
К счастью, не только из-за очевидных просчетов, но и в периоды редкой душевной гармонии Homo sapiens как биологическому виду свойственна рефлексия по поводу своего несовершенства, даже если он часто слышит, что человек - венец творенья. Меня это утверждение всегда приводило в замешательство.
Считается, что человек в его нынешней психофизиологической субъектности насчитывает порядка 40 тысяч лет. Называю эту цифру с известной осторожностью, потому что в специальной литературе нередко пишут о том, что человечество в современном обличье появилось 40-30 тысяч лет назад. И никого из специалистов не пугает разброс в десять тысяч лет. В конце концов, после того как ученые определили возраст человеческих останков и инструментов, найденных в 2017 году в марокканской пещере Джебель-Ирхуд, в 315 тысяч лет, таким образом добавив виду Homo sapiens более 100 тысяч лет, погрешность в 10 тысяч не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Цифра 30 тысяч скорее всего появляется потому, что такое количество лет назад исчезли неандертальцы, оставив, правда, не слишком значительный след в нашей ДНК. Современный человек, проявив чудеса социальной организации, в конечном счете вышел победителем в эволюционном соревновании. В значительной степени потому, как в недавней программе "Агора" пояснял палеоневролог и эволюционист, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН Сергей Савельев, современный человек оказался умнее своих предшественников. Умнее настолько, чтобы создавать сообщества, которые при этом отторгали слишком уж умных.
Каков человек по своей природе? То есть мы добры или злы?
Не скрою, когда попал в высокочтимую компанию ученых антропологов и археологов, не смог не задать им вопрос, который волнует человечество не одно столетие: "Каков человек по своей природе?" То есть мы добры или злы? Насколько система запретов регулирует его природную агрессию или является следствием его тяготения к благу? Но, когда признался, что одним из источников этого вопроса, помимо корпуса русской и мировой литературы, является давняя, середины 60-х годов прошлого века, работа В. Эфроимсона "Родословная альтруизма", они лишь улыбнулись в ответ. Поэтому пришлось сформулировать по-иному: "Во время Второй мировой войны в лагерях уничтожения одни люди сжигали других людей в газовых печах. Как могло произойти такое расчеловечивание?" Ведь слово "нелюди" мы употребляем лишь в эмоционально образном смысле. Проблема не в том, что нацисты не люди, - проблема в том, что они тоже принадлежат виду Homo sapiens. Поэтому наивный вопрос о том, предназначен ли человек для того, чтобы нести в окружающий мир добро и гармонию, у серьезных ученых способен вызывать лишь некоторую жалость к вопрошающему. Именно поэтому и М. Бутовская, член-корреспондент РАН, руководитель сектора кросскультурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН, и М. Добровольская, доктор исторических наук, известный антрополог и археолог, были доброжелательно критичны. В человеке уживается и беспричинная агрессия, не продиктованная прагматическими интересами, готовность убивать, и способность к самопожертвованию во имя общего дела или просто ради спасения незнакомых людей. Они практически в один голос сказали, что в человеке уживается "и то, и другое". И у меня нет оснований не доверять специалистам - история человечества полна самых разных, взаимоисключающих примеров. И фундаментальная проблема, как полагает С. Савельев, состоит в том, что человечество является и субъектом, и объектом эволюции, что порождает трагический дуализм нашего биологического вида. Именно это рождает противоречия, которые пронизывают историю.
Как известно, добро и зло живут внутри каждого человека, - нужна колоссальная работа, чтобы обезопасить род человеческий от "войны всех против всех". Этот давнишний постулат Томаса Гоббса возникает время от времени в мировой повестке дня, когда рушатся мировые системы и перестает работать международное право. И когда человек перестает думать о том, что индивидуальная нравственная гигиена важна не меньше социальных обязательств. Но этические представления о мире возникают с запретами, которые несут религиозные верования и культура.
Индивидуальная нравственная гигиена важна не меньше социальных обязательств
Примечательно, что, пытаясь определить важнейшее отличие того Homo sapiens, c которым мы в родстве последние 40-30 тысяч лет назад, от предшественников, Николай Макаров, академик, директор Института археологии РАН, назвал способность к искусству и абстрактному мышлению. И хотя наскальные рисунки мы наблюдаем на стоянках "денисовского человека" и неандертальцев, - создание нафантазированных образов окружающего мира, это свойство человека в его истории последних тысячелетий.
Что такое человек? Этот вопрос играет ключевую роль в различных философских системах. На него по-разному отвечали философы, имена которых сохранила история человечества. Но все они согласились бы с точкой зрения И. Канта, что это центральный вопрос философского знания "по мировому понятию". Именно поэтому Б. Г. Юдин, крупнейший российский специалист по биоэтике, считал вопрос о том, "что есть человек", - фундаментальным для характеристики человеческого бытия как такового.
Без серьезной попытки философского и естественно-научного ответа на него невозможно понять, как поведет себя человеческое сообщество в сложнейший, полный угроз и вызовов, современный период исторического развития.