От дурака защиты нет

Вандалы, которых СМИ почему-то называют экоактивистами, вслед за нападениями на Клода Моне в Потсдаме, Ван Гога в Лондоне и Пикассо в Лиссабоне, облили супом самую знаменитую картину в мире — «Мону Лизу» Леонардо да Винчи.

От дурака защиты нет
© Вечерняя Москва

Этой женщине, впрочем, не привыкать. Ее резали бритвой, мазали тортом, травили кислотой и пытались покрасить с помощью пульверизатора. Удар керамической кружкой не причинил ей особого вреда, а вот камень оставил небольшую вмятину у локтя.

Однажды бедную Лизу даже похитили из Лувра и два года прятали в сундуке. Да, некоторые главы этой художественно-криминальной летописи очень напоминают учебник психиатрии (например, месть влюбленного мужчины за то, что Джоконда посмеялась над его чувствами). Но у большинства нападавших кукуха уехала не так далеко.

Их вдохновляли великие идеи! Вор-итальянец мечтал вернуть картину на родину (хотя Леонардо сам отвез ее во Францию). Другие таким образом боролись за чистоту планеты и за права инвалидов. Экохулиганье, атаковавшее на днях «Мону Лизу», защищало, представьте себе, несчастных фермеров, которые вынуждены снижать цены на свои овощи из-за поставок импортного продовольствия.

Это просто расчет: пикет с плакатиками никто не заметит, а новость о нападении на шедевр облетит планету со скоростью света. Хотя самой Джоконде, давно уже живущей в ящике из пуленепробиваемого стекла, почти ничего не грозит. И она продолжит тревожить мир загадочной улыбкой.

Что ей, обреченной на вечность, эти две экзальтированные барышни с их супом и дурацкими лозунгами? Не надо быть пророком, чтобы предсказать: нападения на картины продолжатся. Возможно ли подобное в московских музеях? «Мону Лизу» накормили, «Девочке с персиками» приготовиться? Исключить этого, конечно, нельзя. Самые тщательные проверки на входе не гарантируют, что какой-нибудь отмороженный борец за все хорошее не пронесет упаковку супа в кармане.

Другое дело, что у нас почти нет радикалов от экологии и строже законодательство. В России за такой «экологический протест», в отличие от Европы, светят серьезные сроки (впрочем, шутник из Екатеринбурга, порезвившийся шариковой ручкой на картине из Третьяковки, отделался легким испугом). По большому счету от дурака защиты нет. Стекла спасают картины от пыли и ультрафиолета, но не от вандализма.

Сажать охрану в каждом зале — тоже не вариант. Выставляя свои сокровища на всеобщее обозрение, музей рискует их сохранностью. Но это оправданный риск — а как иначе сделать искусство доступным каждому?