Как первопроходцы выживали в Западной Сибири при поисках нефти и газа: история геологоразведчика
В роду первооткрывателей Родился Александр Попов в послевоенный период, в 1951 году в Центральной России. Отец будущего геолога был капитаном судна и нередко брал (особенно на летние каникулы) маленького Сашу с собой – бороздить речные просторы Оки. Казалось бы, ребенок должен пойти по стопам отца, но судьба распорядилась иначе. «В детстве я не знал, кем я хочу стать. Осознание пришло только после службы в армии, так как после школы поступить не получилось. Была задумка найти себя в области машиностроения», – рассказывает Александр Попов. После успешной сдачи экзаменов ему предложили два варианта: можно было поступить либо на тяжелую технологию машиностроения, либо на промышленное гражданское строительство. Но оба направления Александру были не интересны. Тогда ему предложили пойти в геологоразведку. Сфера совершенно не знакомая, но Попов согласился. «Так волею судьбы я стал студентом нефтегазового факультета Тюменского индустриального института. И не жалею об этом. Это действительно интересная специальность и профессия, мы всегда были на передовой», – делится геолог. Во времена Хрущева было принято решение осваивать целинные залежные земли, для этого формировались целые эшелоны молодежи. Ребята распахивали целину, сеяли зерно. Тогда-то и были открыты месторождения в Западной Сибири. «Эшелонами вывозили людей в новые регионы для поднятия страны, так как с работой были проблемы. Одно из направлений – освоение Западной Сибири. Нефтегазоносную провинцию страны уже стали открывать. Так я еще молодым пацаном переехал в Тюменскую область, а потом уехал работать на месторождения», – рассказывает нефтяник. Замерзали в поле и горели в огне Александр Николаевич вспоминает, как в один из рабочих дней в лютый мороз (около –50 градусов) он с коллегой поехал на вездеходах на скважины. Перед этим прошел военный тягач, который нагребал снежный вал для проезда с обеих сторон. Надо было проехать через них. «Поехали в мороз и метель. Мой водитель решил переехать снежный вал. Другого пути к скважинам не было. Сделали бордюр для проезда, но он переломился, и наш вездеход повис на этом гребне. На дворе уже была ночь. Все средства, которые бы помогли нам выехать, уже потеряли», – вспоминает геолог. Чтобы не замерзнуть в зимнюю метель, необходимо было пройти около 400 метров до деревьев и отпилить ветки для построения нового бордюра. В тот год снега намело по самую грудь. Геологоразведчик не испугался, вылез из вездехода и пошел. У Александра Николаевича была одна цель – дойти, другого варианта для выживания нет. Надо спасти себя и водителя. Если он не дойдет, то коллега в машине замерзнет, и он тоже. Цель была достигнута, все остались живы. В мороз под –60 градусов экипаж вездехода выжил. «Хорошо, что у меня была ножовка. С ее помощью я свалил сухостой, и вытащили наш вездеход из западни», – делится пенсионер. Опасные случаи были и на испытаниях на месторождениях. Команда Александра Николаевича вскрывала пласты и брала пробы, чтобы в лаборатории определили запасы. На одном из месторождений в Нижневартовском районе работникам перекидывали провод от дизельного генератора для подключения буровой через болота, так как в то время линии электропередач еще не было. Электрик плохо изолировал концы, и они коротнули. Все могло закончиться хорошо, но из генератора протекала солярка, и произошло возгорание. Причем пожар произошел на воде, где проходили работы. «Страшно было. Я понимал, что в скважине газ, и если рванет, то ничего не останется, и мы все погибнем. Проблема была в том, что мы на месторождении одни, отсутствовал опыт, я еще молодой был, даже не закончил учебу. Взрослые мужики растерялись и разбежались. Чтобы не сгореть, необходимо подойти к устью скважины и перекрыть вентиль. А давление там большое, сделать это непросто. Я тяну вентиль, а сил не хватает. Тогда бурильщик увидел, что это наше единственное спасение. Он объединил людей, и мы закрыли скважину. Это спасло нашу жизнь», – говорит геологоразведчик. Строительство первых городов «Любой город начинается с поселка. Не было ни асфальта, ни дорог. Мы жили сначала в вагончиках, а потом в общежитиях», – вспоминает Александр Попов. Жизнь населенных пунктов зависит от навигации. В начале сезона на месторождения завозится все необходимое для комфортного проживания: продукты и горючее. Навигация в Западной Сибири короткая: в июле начинается, а в октябре уже заканчивается. В другие месяцы корабли на месторождения не приходят. За короткий срок геологи запасались всем необходимым для долгой зимы. «После добычи первой нефти на местах, где были вагончики, стали появляться поселки, а они переросли в города. Это все происходило на моих глазах. Сейчас жизнь стала проще: появились железные дороги и аэропорты, которые круглый год доставляют горючее и продукты, а нам приходилось выживать», – говорит геолог. Именно так из обычных поселков появились крупные центры – Лангепас, Радужный, Когалым и Нефтеюганск. После этого менялась и вся структура жизни в этих населенных пунктах. «Начинали все с нуля. Было сложно. Не было ни связи, ни телевидения. Однажды я проявил смекалку. С коллективом оборудовали одну из буровых вышек для приема сигнала. На самом верху поставили ретранслятор. Шесть лет назад я приезжал в Радужный, и эта вышка все еще стоит», – улыбается нефтяник. Приложил свою руку Александр Николаевич и к строительству аэропорта в Радужном, который считался самым крупным в Западной Сибири. Александр Попов рад, что стал частью большой истории. Сейчас он на заслуженном отдыхе, воспитывает внуков, с которыми делится воспоминаниями об освоении Крайнего Севера. Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина, из личного архива Александра Попова