Войти в почту

150 лет со дня рождения Гуго фон Гофмансталя

1 февраля – 150 лет со дня рождения Гуго фон Гофмансталя (1874-1929). Австрийский писатель, поэт и драматург. Автор либретто к операм Рихарда Штрауса. Один из создателей Зальцбургского фестиваля. Гофмансталь родился в Вене в семье банкира. В 16 лет дебютировал как поэт. «Быстро усвоив всю европейскую моду на поэзию и пластические искусства, он придал своему языку сумрачный блеск пурпура и золота, проложенного утомленным перламутром. Не стоит удивляться, что он сделался кумиром жадной, глотающей культуру венской интеллигенции как старшего, так и младшего поколений» (Шорске К. Э. «Вена на рубеже веков: Политика и культура». СПб., 2001). Эпоха венского модерна дышала идеями искусства как высшей ценности и образами мрачной прихотливой красоты – картины Густава Климта, архитектура Отто Вагнера, дизайн Коломана Мозера, Венский сецессион, психоанализ Фрейда и пронизывающая всё музыкальность. В 1898 Гуго Гофмансталь познакомился с Рихардом Штраусом, для которого написал ряд оперных либретто: «Электра» (1908), «Кавалер розы» (1911); «Ариадна на Наксосе», (1912, вторая редакция 1916); «Женщина без тени» (1918), «Елена Египетская» (1928), «Арабелла» (1933, поставлена после смерти писателя) – и либретто балета «Легенда об Иосифе» (1914, совместно с Гарри Кесслером), сочиненного специально для антрепризы Сергея Дягилева; в спектакле с хореографией М. Фокина, декорациями Х. М. Серта и костюмами Л. С. Бакста в составе Русских сезонов дебютировал юный Леонид Мясин. Опера «Ариадна на Наксосе» стала уникальным экспериментом, где композитор и писатель выступили на равных, соединив в одном театральном вечере драматическую пьесу и оперную постановку. В ней соединилось несоединимое: грубоватая комедия и высокая трагедия, венские чопорность и озорство – с масками итальянской комедии дель арте. Опера изначально была задумана как получасовая вставка для современной переработки «Мещанина во дворянстве» Мольера в театре Макса Рейнхардта – так Гофмансталь и Штраус хотели отблагодарить режиссера за помощь в подготовке премьеры другой оперы – «Кавалера розы». Макс Рейнхардт – один из первых представителей зарождавшегося в то время режиссерского театра – стал еще одним важным творческим партнером Гофмансталя. Признавая, что театр Рейнхардта уступает московскому Художественному театру в совершенстве актерского ансамбля, Гофмансталь ставил его выше двух других режиссеров по «многосторонности и постоянно обновляющейся творческой силе»: «Фантазия его так же легко вдохновляется “Тассо” или “Мизантропом”, как и комедией Шекспира, так же легко мистическими пьесами позднего Стриндберга, как и Ведекиндом или Чеховым, но он готов воспламениться и расхожим водевилем вроде “Орфея в аду” Оффенбаха…» (Гофмансталь Г. «Венское письмо» М.: Искусство, 1995). За сорок лет, вплоть до смерти в 1943, Рейнхардт поставил семнадцать драм Гофмансталя. Гофмансталь, Штраус и Рейнхард стали отцами-основателями знаменитого Зальцбургского фестиваля. Драматург сформулировал концепцию форума – сохранение австро-немецкого литературного наследия, возрождение театральных мистерий, обращение к мировым театральным традициям. На первом фестивале в 1920 главным событием стала мистерия Гофмансталя «Имярек» (Jedermann), в 1922 это место заняла другая его мистерия «Зальцбургский большой театр мира» (Das Salzburger grosse Welttheater). Первую играли на паперти кафедрального собора, вторую – в университетской церкви. Драмы Гофмансталя ставились в России начала XX века (В. Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский, К. А. Марджанишвили, А. Санин), их переводили Ю. Балтрушайтис, А. Ремизов, М. Кузмин, В. Куприянов, спектакли оформляли Наталья Гончарова, Б. Анисфельд, А. Головин и др. Екатерина РОМАНОВА Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Запись 150 лет со дня рождения Гуго фон Гофмансталя впервые появилась Музыкальное обозрение.