«Проклятие танкистов США» Как в СССР создали легендарный гранатомет, которым уже больше 50 лет воюют во всем мире
РПГ-7, как и автомат «Калашникова» или танк Т-34, стал символом отечественной оружейной школы. «Русская базука», «прирученная молния», «убийца танков» — как только это оружие не называют. В американском военном жаргоне даже бытует термин rocket-propelled grenade (динамо-реактивная граната). И за этим триумфом шлейфом стелются разные мифы, связанные с РПГ-7. «Лента.ру» рассказывает о неизвестных страницах истории РПГ-7.
РПГ-7 активно используют уже больше 60 лет. Число стран, его применяющих, перевалило за сотню, а по факту им воевали и воюют во всем мире: регулярные армии, силовики, повстанцы, незаконные бандформирования, различные ОПГ. РПГ-7 выпускают по лицензии, а также штампуют кустари. Только по официальным данным за минувшие годы было выпущено свыше 9 миллионов таких гранатометов. В 2019-м руководитель НПО «Базальт» Николай Середа заверил, что это оружие не уйдет на пенсию еще лет 30. Некоторые эксперты расширяют эти рамки еще сильнее.
Гнев вьетконговских партизан
В конце 1967 году у Вьетконга появился серьезный аргумент — РПГ-7. Сначала постреляли выборочно, но к концу 1968 года для армии США наступил ад.
Советские гранатометы, которыми с легкостью орудовали полуграмотные вьетнамские крестьяне, с легкостью пробивали броню грозных американских танков М48А3 и сбивали царившие в небе американские вертолеты, даже такие совершенные, как Bell AH-1 Cobra. Ветеран Вьетнама Фредерик Ольдинский отмечал, что попадание из РПГ-7 в любую точку танка М48А3 пробивало его броню и превращало в горящий металлический саркофаг. Поэтому специалисты недаром прозвали РПГ-7 «проклятьем американских танкистов».
Тетское наступление 1968 года, первая широкомасштабная операция Вьетконга такого рода, шла по плану, нанося не только физический, но и моральный урон «непобедимой американской армии». Именно в этот момент пацифистское движение в США достигло пика. Внутренняя поддержка военной операции во Вьетнаме достигла критического минимума.
Американские солдаты были настолько впечатлены РПГ-7, что предложили скопировать ее. Одно из таких предложений было сделано генералом Уильямом Уэстморлендом, командующим ВС США во Вьетнаме [также ветеран Второй мировой и Корейской войн], но эта идея была отклонена артиллерийским корпусом Гордон Л. Роттман военный историк
В 1969 и 1970 годах американцы тайно испытали советский РПГ-7 на полигоне в Абердине, чтобы выяснить его возможности и ограничения, и, соответственно, разработать меры противодействия. В это же время вышел краткий отчет технической разведки Tech Intelligence Brief 1-68. Впоследствии американцы разработали лазерный симулятор RPG-7 MILES2, который, впрочем, особо не использовался.
К началу 1970-х в США окончательно приняли решение, что им не нужно подобное оружие. Это им еще аукнется. Так, в 2010-х историк Гордон Л. Роттман и ветеран войны во Вьетнаме, посвятивший РПГ-7 целую монографию, писал:
США часто недооценивали воздействие этого простого маленького оружия. На протяжении многих лет высказывалось больше опасений по поводу ПТУР и ПЗРК, запускаемых с плеча, чем по поводу РПГ. Нельзя оспаривать, что это привело к высокому проценту жертв среди американских солдат
К этому времени США, наконец, созрели. В 2009 году американская компания AirTronic анонсировала разработку, а в 2015-м — выпуск оптимизированных версий РПГ 7 под марками Airtronic RPG-7USA, позже переименованных в PSRL-1 (Precision Shoulder-fired Rocket Launcher-1 — высокоточная наплечная ракетная установка) и Mk.777. Деревянные детали заменили на пластик, облегчив оружие, а также оснастили планками Пикатинни с различными прицелами и тепловизорами.
Но все же как в СССР в 60-е смогли создать один из лучших гранатометов в мире, который будут копировать и по сей день?
«Чтобы и один в поле воин…»
В Великую Отечественную войну у РККА была грозная «Катюша», но не было безоткатных орудий, то есть пушек, не дающих отдачи. А это и есть гранатометы.
У американцев была 60-миллиметровая M1 Bazooka, у немцев к 1943-му появился фаустпатрон. А советский солдат шел на «Тигр» с ручной гранатой или с «коктейлем Молотова». Потери среди пехотинцев были велики, по крайней мере до тех пор, пока по ленд-лизу не получили базуки и не добыли в бою фаустпатроны.
Один из создателей РПГ-7, Валентин Фирулин, на фронт не попал. Уроженец Ярославля, выпускник Ивановского химико-технологического института, специалист направления «технология порохов» нужен был в тылу, чтобы делать бомбы против фрицев. По некоторым данным, его старшие братья пали на поле боя, о чем он очень переживал и винил в этом себя.
По легенде, уже в 1945-м, когда Фирулин занимал пост старшего инженера на заводе в Люберцах, к нему в гости приехал сослуживец его брата Михаила, погибшего на полях Курской битвы. Выпили, закусили, и товарищ в красках рассказал, какой это кошмар — идти вот так на немецкий танк с гранатой. Зачастую выходило, что боец погибал и в случае подрыва вражеского танка, и в случае неудачи. Отчаяние, страх, преодоление себя. В заключение порядком захмелевший собеседник Фирулина похлопал его по плечу, и сказал:
Хорошо бы придумать такое оружие, чтобы вооруженный им простой пехотинец на равных мог тягаться с тяжелой техникой. Чтобы и один в поле воин
Эти слова засели в голове Фирулина. Он пообещал себе, тому ветерану и погибшим братьям, что во что бы то ни стало создаст такое оружие.
Рождение русской базуки
Справедливости ради, стоит заметить, что первое русское безоткатное орудие было создано еще в 1916 году энтузиастом Рябушинским, да только он слишком опередил свое время, и его наработки попросту затерялись.
Многие исследователи задавались вопросом, почему Советам так и не удалось до конца Второй мировой создать свой ручной гранатомет. Ведь солдаты охотно воевали лендлизовскими базуками и трофейными фаустпатронами, а разработчики изучали их образцы. Опять же, немцы свои фаустпатроны и создали на основе базук, превзойдя их по качеству.
Отечественные оружейники работали вовсю. Прадедушка отечественных ручных гранатометов РПГ-1 разрабатывался с 1944-го, но к моменту готовности морально устарел и в серию не пошел. Некоторые считают, что это была лишь неудачная копия Panzerfaust 100. РПГ-2 тоже, возможно, грубая незначительно доработанная реплика Panzerfaust, был более удачной моделью, но встал на вооружение уже в 1947-м (по другим данным — в 1949-м), когда Великая Отечественная давно минула.
В любом случае в Корейской войне, куда СССР отправил свои первые реактивные истребители МиГ-15, РПГ-2 не попал. Что интересно, во Вьетнамской войне он поучаствовал, хотя такого впечатления, как РПГ-7, на американцев не произвел. И на то были причины, так как первые боевые испытания выявили массу проблем РПГ-2: слишком громкий выстрел, оглушающий стрелка, взрывоопасность при использовании в блиндажах и зданиях, демаскировочный эффект из-за использования дымного пороха. Плюс граната с бумажной оболочкой, отсыревающая при непогоде, а меткость стрельбы сильно зависит от скорости ветра. Попасть из РПГ-2 в движущийся танк, БТР или БМП с более чем 100 метров было почти невозможно.
В таком случае пехотинец точно так же уязвим, как если бы он шел с гранатой на танк
К началу 50-х Советская армия получила станковый гранатомет СПГ-82. Дальнобойный, убойный, отличный. Но громоздкий и, опять же, узкоспециализированный. То есть с ним против танков воевать. А в 50-х уже шел тренд на универсальные ручные гранатометы, которые могли выполнять широкий спектр задач, как то: противотанковая борьба, уничтожение живой силы, поражение укрытий противника. В ГСКБ-47 (ГНПП «Базальт») к концу 50-х, когда СПГ-82 морально устарел, вовсю работали над новой модификацией — СПГ-9 («девятка»). И тут начинается настоящая история РПГ-7.
Да, были также проекты РПГ-3, -4, -5, но в лучшем случае от них остались лишь чертежи. Для СССР было нормальной практикой одновременно создавать конкурирующие системы вооружения в надежде, что хотя бы одна из них окажется удачной.
Что касается РПГ-6, эту цифру перепрыгнули, поскольку так уже называлась ручная противотанковая граната, с которой и ходили советские солдаты на немецкие танки.
На самом деле РПГ-7 — дитя десятков специалистов, но фокус сосредотачивают обычно на уже упомянутом Валентине Фирулине, а также на Петре Топчане и Владимире Дегтяреве, сыне тульского изобретателя пулемета ДП калибра 7,62-миллиметра.
К концу 50-х Валентин Фирулин прошел отличную школу. Поработал в КБ-3 конструктором, ведущим конструктором, начальником отдела реактивного вооружения. В 1958 году его перебрасывают в ГСКБ-47 на должность заместителя начальника отдела, и он сразу кооперируется с Петром Топчаном, также выпускником Ивановского химико-технологического института и специалистом по авиабомбам. Топчан занимал пост начальника отдела «Боеприпасов и гранатометных комплексов», служил медиатором между ГСКБ-47 и ЦК партии. Умел грамотно делегировать, а поскольку в Фирулине он сразу увидел новатора, то в феврале 1959 года перевел его на должность ведущего конструктора по разработке РПГ-7 с выстрелом ПГ-7В.
Согласно заданию, в РПГ-7 должна повыситься кучность, дальность прицельной стрельбы, а вместе с ними — бронепробиваемость при сохранении оптимальных массогабаритных характеристик. Именно Фирулин предложил использовать активно-реактивную баллистическую схему выстрела, главный секрет «семерки».
Если перечислять все этапы, начиная с эскиза и заканчивая принятием РПГ-7 на вооружение, это займет слишком много времени. Все, что нужно знать: проектными работами занимались в ГСКБ-47, изготовлением гранатомета в ОКБ-575 (Ковровский механический завод), где это дело поручили Владимиру Дегтяреву, взрывателями — в ГСКБ-604, пороховыми зарядами — в НИИ-125, прицелами — в новосибирском ЦКБ «Точприбор». Серийное производство выстрелов к РПГ-7 осуществлялось на ФГУП «Химический завод "Планта"» в Нижнем Тагиле, также снаряды делали в Челябинске и городе Касли Челябинской области.
Всего в кооперации участвовало около десяти специализированных НИИ, КБ и заводов отрасли
В 1959 году на Щуровском полигоне, где семнадцатью годами ранее проходили испытания пистолета-пулемета Калашникова, министру обороны СССР Родиону Малиновскому продемонстрировали возможности гранатомета РПГ-7. Министр остался доволен, но отметил некоторые недостатки, которые исправили в течение следующего года. Еще год ушел на полигонные испытания с окончательной доводкой. В 1961 году РПГ-7 приняли на вооружение.
«Бей первым, когда противник не ожидает»
По словам Гордона Л. Роттмана, советские оружейники взяли сразу несколько пересекающихся концепций и технологий для улучшения каждого аспекта. То есть в обычном случае доводили до ума либо снаряд, либо пусковую установку, либо работали над сплавами. СССР решили действовать наверняка и уделить внимание всем мелочам.
«Эти усовершенствования были включены как в пусковую установку, так и в снаряд. Для увеличения дальности стрельбы в центр трубы была встроена удлиненная расширительная камера, обеспечивающая более высокую начальную скорость. Был разработан патрон с основным метательным веществом большего размера и значительно улучшенным топливом. В хвостовую часть был встроен однозернистый основной ракетный двигатель, который более чем вдвое увеличил скорость после запуска. Доведена до совершенства и баллистически эффективная конструкция снаряда ПГ-7В», — отметил Гордон Л. Роттман.
По его словам, для большей точности добавили оптический ПГО-7В прицел. Механические прицелы сохранили для резерва. Для более стабильного прицеливания предусмотрена вторая рукоятка. В современных модификациях возможны ночные, лазерные и коллиматорные прицелы. Кустари лепят самодельные прицелы, и они тоже работают.
За счет других решений удалось сузить зону отдачи, громкость при выстреле, исключить демаскировочный эффект. РПГ-7 стал короче и вместе с тем тяжелее РПГ-2. Стоимость одной единицы значительно выросла, но оно того стоило.
Все цели разработки были достигнуты, а самым большим преимуществом стало трехкратное увеличение эффективной дальности стрельбы. СССР не испытывали особых трудностей с переучиванием солдат с РПГ-2 на РПГ-7. Хотя прицел и был посложнее, функционировал почти так же, как его предшественник. Пистолетная рукоятка, спусковой крючок и предохранитель идентичны решениям с РПГ-2 Гордон Л. Роттман военный историк
Как скажут впоследствии, с точки зрения оптимизации и критерия «цена-качество» в ХХ веке ничего лучше так и не придумали. Говоря максимально упрощенно, принцип РПГ-7: «Бей первым, когда противник не ожидает выстрела в упор, способного вывести из строя его технику».
Возможность прятать РПГ-7 в блиндажах и других укрытиях без риска подорваться на скопившихся пороховых газах, а также использование бездымного пороха очень этому способствуют. Далее следуют основные характеристики легендарной «семерки».
Тактико-технические характеристики РПГ-7 Масса с оптическим прицелом — 6,3 килограмма. Длина гранатомета — 950 миллиметров. Калибр орудия — 40 миллиметров. Дальность прицельной стрельбы: 500 метров — для выстрелов ПГ-7В, ПГ-7ВМ, ПГ-7ВС. Боевая скорострельность — 4-6 выстрелов в минуту. Предельная скорость выстрела — 300 метров в секунду. Поражение цели таким выстрелом осуществляется на расстоянии до 500 метров. ПГ-7B пробивает броню толщиной до 260 миллиметров. С появлением танков Leopard 2 и M1 Abrams с динамической защитой, а также новых задач в принципе, возросла необходимость в новых выстрелах — тандемно-кумулятивных (ПГ-7ВР «Резюме»), термобарических и осколочных. Таким образом, расширилась линейка снарядов, и помимо вышеуказанных появились ПГ-7ВС1, ПГ-7ВЛ, ПГ-78Р, ТБГ-7В, 0Г-7В и другие. В современных модификациях дальность выстрела РПГ-7 достигает 700 метров, а бронепробиваемость — до 750 миллиметров. В нулевых вышел ряд модификаций гранатомета — РПГ-7В2, РПГ-7Д2, РПГ-7Д3. Для них создаются новые, более эффективные выстрелы с нестандартным принципом поражения противника.
Боевое крещение и дальнейшая судьба РПГ-7
Часто пишут, что «семерка» впервые показала себя в 1968 году во Вьетнаме. Это не так. Впервые РПГ-7 применили египтяне в арабо-израильской Шестидневной войне 1967 года. По данным американского историка Стивена Залоги, в ходе боевых действий было выведено из строя 394 израильских танка из 1093 задействованных.
Не все машины прикончили из РПГ-7, но результат налицо. В 1973 году Израиль закупит РПГ-7 в Египте и Сирии для своих элитных подразделений. Тогда и начнется эпоха широкого использования РПГ-7 в различных локальных конфликтах, и эта практика продолжается до сих пор.
Вооруженные силы США сталкивались с РПГ-7 во Вьетнаме, Гренаде, Панаме, во время войны в Персидском заливе, в Сомали, различных операциях в Африке, Боснии, Косово, Афганистане, Ираке и других странах… Они сбили больше вертолетов, чем ПЗРК типа «Стингер» или «Стрела» Гордон Л. Роттман военный историк
Вернемся к отцам «семерки». В 1962 году Петр Топчан перебрался в Москву и снова занялся созданием авиабомб, на свое место поставив другого выдающегося конструктора Евгения Дубровина. Валентин Фирулин пошел по научной стезе, защитив в 1963 году в МВТУ имени Баумана кандидатскую по работе реактивных боеприпасов.
В 1964-м Фирулин, Топчан и Виктор Барабошкин, также принимавший участие в проектировании РПГ-7, получили Ленинскую премию, первую в истории ГСКБ-47. О Топчане мало что известно, но есть воспоминания его протеже Евгений Дубровин.
«Я благодарен ему. Он был специалистом в области авиабомбовых средств поражения, и его тогда к нам перевели, когда была резко сокращена авиабомбовая тематика, а руководство в отделе не обеспечивало должной интенсивности работ. Предыдущее руководство отдела было заменено, и назначен Топчан Петр Петрович. Он очень много сделал также и для отработки авиационных боеприпасов на нашем предприятии», — вспоминал Дубровин.
Годы жизни Топчана неизвестны. Что касается Фирулина, в 1969 году он вернулся в НИИ при ГСКБ-47, где работал начальником лаборатории по технологии снаряжения кумулятивных боеприпасов. Скончался в 1979 году, а 25 декабря 2019 года, к его столетию, на фасаде дома №7 по улице Горького в подмосковном Красноармейске, где он прожил последние двадцать лет, установили мемориальную доску.
Владимир Дегтярев, еще один разработчик гранатомета, проработал с 1967-го по 1987-й на Ковровском механическом заводе, затем вышел на пенсию. Скончался в 2016-м.
***
«РПГ-7 с нами уже более пяти десятилетий. Хотя новые высокотехнологичные противотанковые ракетные комплексы будут продолжать разрабатываться наряду с более простым однозарядным оружием, нет никаких сомнений в том, что РПГ-7 будет с нами еще долго. Это гибкое и практичное маленькое оружие продемонстрировало настолько большую ценность, что неизбежно будут разработаны новые типы патронов. Не исключаю, что РПГ-7, возможно, в реинжинирированных модернизированных моделях будет с нами еще 50 лет. Ключевым преимуществом РПГ-7 перед однозарядными пусковыми установками является то, что стрелок может иметь при себе множество специализированных патронов для использования против множества различных целей», — писал Гордон Л. Роттман.
В 60-70-х началось лицензионное производство местных версий РПГ-7 в странах Варшавского договора. Сейчас «семерка» официально производится в восьми странах, не считая США. Популярность «семерки» столь велика, что ее предпочитают американским, израильским и любым другим аналогичным системам.
При этом, конечно же, нельзя сказать, что у гранатомета нет недостатков. По словам специалистов, минус «семерки» состоит в том, что 30-метровая реактивная струя, образующаяся при выстреле, немного ограничивает радиус использования. При несоблюдении техники безопасности ударная струя просто снесет и тех, кто находится в тылу, и самого стрелка. Но это проблема любых подобных орудий.
Именно поэтому к дисциплинированности экипажей РПГ-7 предъявляются высокие требования, и в их состав обычно входят два человека: один стреляет, другой подносит боеприпасы и принимает меры предосторожности в радиусе 30 метров. И все же Валентину Фирулину и его коллегам удалось создать оружие, с которым и один в поле — воин.