Дефицит учителей при закрытых вакансиях. Откуда в ульяновских школах нехватка кадров

Проблему нехватки учителей в профильном региональном министерстве не считают острой и решают привычным образом: "за себя и того парня", то есть за всех, кто ушел или не спешит занять свое место в профессии, работают те, кто в ней еще остается. По словам министра просвещения и воспитания Натальи Семеновой, региону не хватает 595 учителей. Однако к Дню знаний все вакансии оказались закрыты на 100 процентов.

Дефицит учителей при закрытых вакансиях. Откуда в ульяновских школах нехватка кадров
© Российская Газета

Основной механизм подобного "волшебства" - перераспределение учебной нагрузки между преподавателями. Правда, преподаватель истории гимназии №33 Ульяновска Ирина Суворова считает, что без сверхурочной работы современному учителю и не прожить.

- У нас говорят так: "На одну ставку есть нечего, а на две ставки - некогда". Большое количество часов позволяет держать уровень зарплаты, но качество работы при этом страдает. Низкие заработные платы и постоянное снижение стимулирующих надбавок - одна из основных причин снижения престижа профессии, - говорит она.

Хотя местные власти пытаются повышать зарплаты. С 1 октября прошлого года размер должностного оклада увеличился в Ульяновской области для школьных учителей на 14,8 процента, для воспитателей детских садов - на 16,4. Нянечке (младшему воспитателю) теперь предлагаются зарплаты в 23-25 тысяч рублей. Средняя зарплата учителя в регионе теперь составляет 30 918 рублей. Но, увы, она по-прежнему остается одной из самых низких в ПФО.

От кадрового голода не спасает и пресловутая оптимизация. Депутат Совета Гимовского сельского поселения Майнского района, а в недавнем прошлом - школьный учитель Иван Ефимов рассказал корреспонденту "РГ":

- В нашем поселении из четырех школ в этом учебном году осталась одна. Правда, находится она сразу в двух селах. Главная часть расположена в селе Степное Матюнино и филиал - в поселке Гимово. В настоящее время в основной школе нет учителей по русскому языку, литературе, технологии, ОБЖ. А в Гимовском филиале - по химии, биологии, географии, ОБЖ, музыке.

По этим предметам вынужденно ведут уроки неспециалисты с нагрузкой в полторы-две ставки. Например, учитель математики ведет также уроки химии, биологии и географии. Учитель истории - технологию и географию... Качество преподавания в этом случае оставляет желать лучшего.

По мнению детского омбудсмена в Ульяновской области Екатерины Смороды, учителей чрезвычайно напрягает то, что изначально как бы призвано облегчить их труд, - внедрение цифровых технологий и многочисленные задания.

- Учителя получают бесчисленные задания и отчеты вместо того, чтобы учить, - отмечает она. - Например, заставляют родителей вести странички детей в социальных сетях и жестко отслеживают, как обновляется лента, как ведется цифровой профиль ребенка. Якобы педагоги должны знать, чем занимаются дети во внеурочное время, как живет семья, - рассказала она.

Без сверхурочной работы сегодня учителю не прожить, говорит преподаватель истории Ирина Суворова: "На одну ставку есть нечего, а на две ставки - некогда"

Такие требования лишь увеличивают расход времени, но не приводят к повышению качества знаний у учащихся. Плюс к этому - частые изменения учебных программ. Итоги новшеств в такой ситуации - стрессы и ничего более.

Чтобы облегчить нагрузку на учителя, сельский депутат Иван Ефимов предлагает снизить учебную ставку с 18 часов до 14. А депутат областного Заксобрания Юрий Мухин считает, что необходимо целевое бесплатное обучение профессии. Чтобы молодой учитель три года отработал там, где велено.

Как обстоят дела в других регионах?

Михаил Евраев, губернатор Ярославской области:

- Мы приняли решение, что студентам, желающим стать учителями математики, информатики, физики, химии и биологии, нужно выплачивать ежемесячную стипендию в 20 тысяч рублей. Но для этого ребята должны будут заключить целевой договор и потом отработать в школе на территории области не меньше трех лет.

Максим Парфенов, министр образования Иркутской области:

- У нас ситуация с кадрами примерно такая же, нагрузка учителя в среднем 1,8 ставки, то есть 34 урока в неделю. Одним из решений хоть как-то сгладить дефицит преподавателей стало расширение компетенций педагогов. Например, учитель математики проходит курсы повышения квалификации и получает право преподавать информатику или физику. А химик - биологию, историк - географию, и так далее. Пока это реальная возможность дать ученикам знания по всем предметам.

Анна Минькова, вице-губернатор Кубани:

- Нельзя сказать, что у нас учителей в избытке. Но мы стараемся их заинтересовать. С прошлого года введена ежемесячная надбавка для всех учителей в размере 5 тысяч рублей. И 1 сентября учителя второй год подряд получают такую же сумму. За классное руководство доплачиваем по 4 тысячи рублей из краевого и по 5 из федерального бюджетов. Учителей, которые подготовили стобалльников, премируем по 100 тысяч рублей. За олимпиадников - победителей и призеров - по 60 и 100 тысяч. Стали уже традицией ежегодные краевые премии - по 500 и 350 тысяч рублей для победителей и призеров Всероссийских конкурсов профмастерства. Действует и льготная ипотека - за полтора года уже 525 учителей улучшили жилищные условия.

Ирина Лазаренко, ректор АлтГПУ:

-Мы давно ввели двухпрофильную подготовку учителей, чтобы они могли вести сразу два предмета, например, физкультуру и технологию, математику и физику, начальную школу и иностранный язык. Небольшим сельским школам, которых в Алтайском крае очень много, это позволяет решать проблему кадров и обеспечивать необходимую нагрузку для учителей.

Подготовили Ирина Штерман, Татьяна Павловская, Элина Труханова, Татьяна Кузнецова