Главархив – о том, как в 1940 году улучшали водопроводную сеть
<p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Зимы на рубеже 1930–1940-х годов выдались довольно морозными и снежными, поэтому столичные коммуникации не всегда выдерживали «переход на зимнее время» – аварийность на водопроводе была значительной. Главной причиной происшествий считалось низкое качество чугунных труб и водопроводно-строительных работ. В феврале 1940 года Моссовет был вынужден срочно принять решение №236 «О мероприятиях по предупреждению аварий на городской водопроводной сети и улучшению эксплуатации водопроводной сети». Этот документ сохранился в Главархиве Москвы.</span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Согласно архивному документу, к планированию противоаварийных мероприятий Моссовет подошел основательно и комплексно. Так, отделу местной промышленности поставили задачу повысить качество изготовления чугунных труб московским трубным заводом, а в качестве контролирующей меры потребовали к весне 1940 года ввести обязательный лабораторный контроль качества всех труб (с проведением испытаний образцов) и лабораторную проверку качества идущего на трубы чугунного литья.</span></p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> </div> </div> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Основная же тяжесть работ легла на Управление водопроводно-канализационного хозяйства. Для него была разработана целая программа действий. Во-первых, трест «Мосводопровод» обязали контролировать качество всех работ по укладке и ремонту водопроводных сетей, проводимых в Москве любыми организациями. Таким образом, любому, кто планировал заняться водопроводом, для начала следовало заключить с трестом договор и пригласить его специалистов.</span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Во-вторых, была поставлена задача усиления аварийных служб города. Трест «Мосводопровод» должен был получить два автомобильных компрессора, два автонасоса производительностью по 90 кубометров в час и из резерва Моссовета – автокран производства Одесского завода (только он выпускал автокраны грузоподъемностью в три тонны с вылетом стрелы в пять метров).</span></p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> </div> </div> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Кроме того, тресту совместно с Управлением водопроводно-канализационного хозяйства было поручено разработать схему размещения в районах столицы водопроводно-эксплуатационных участков – специализированных организаций по обслуживанию и ремонту водопроводных сетей. План размещения первых двух участков требовалось подготовить за два месяца, а к январю 1942 года таких участков требовалось создать уже семь. Соответственно, управлению планировки Москвы поручалось подобрать под размещение комплекса зданий участков площадки, на которых не требовалось бы сноса строений или длительной подготовки. Заранее были определены технические и архитектурные условия для проектирования зданий участков (они должны были относиться к разряду производственных зданий).</span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Для работы каждый эксплуатационный участок обеспечивался автотранспортом: по три полуторки, по одной трехтонке и одному пикапу на каждый участок. В свою очередь, управление милиции Москвы должно было выдать на каждую такую автомашину специальные знаки, а также по два специальных аварийных знака каждому участку для ограждения зон аварийных работ.</span></p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> </div> </div> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Для предупреждения серьезных последствий аварий при всех пожарных командах Москвы и в штабах МПВО районов создавались контрольно-измерительные группы водопроводного хозяйства общим числом до 70. Каждый такой пост, подчиненный пожарной команде или штабу МПВО, должен был наблюдать за параметрами работы водопроводных сетей и при первых признаках неисправностей или аварий сигнализировать аварийным службам.</span></p> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">Также Моссовет отметил, что проектно-конструкторская работа по созданию новых машин и приспособлений по эксплуатации и ремонту водопроводных сетей поставлена откровенно плохо. Так, постановили ввести в штат службы сети водопроводного хозяйства должность инженера-механика (с окладом в 900 рублей) и шестисотрублевых инженеров-конструкторов. Но, главное, Моссовет призвал водопроводное хозяйство столицы не ждать реализации намеченных инноваций, а сразу мобилизоваться и с учетом сильных морозов, стоявших в Москве в январе-феврале 1940 года, принять все меры к предотвращению возможных аварий в марте и апреле.</span></p> <div class="mceNonEditable" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> </div> </div> <p style="text-align: justify;"><span style="font-weight: 400;">С тех пор прошло уже более 80 лет. Давно сменились несколько поколений техники и оборудования, Москва прочно вступила в век информационных высоких технологий, но по-прежнему с наступлением зимы коммунальные и аварийные службы города мобилизуются, чтобы в связи с зимними морозами предотвратить возможные аварии. А с решением Моссовета 1940 года можно познакомиться в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам – с 12:00 до 20:00, по пятницам – с 9:30 до 15:00.</span></p>