Войти в почту

ФСБ рассекретила архивы по поимке немецких палачей "Молодой гвардии"

ФСБ рассекретила архивы спецоперации сотрудников советской госбезопасности по розыску и поимке после Великой Отечественной войны немцев, которые участвовали в пытках и казнях молодогвардейцев.

ФСБ рассекретила архивы по поимке немецких палачей "Молодой гвардии"
© Российская Газета

Эти документы впервые опубликованы на официальном сайте ведомства. Согласно им, в марте 1947 года с санкции министра госбезопасности СССР генерал-полковника Виктора Абакумову в Германию был командирован сотрудник 4-го Управления МГБ "...для розыска в лагерях на территории Германии немцев - участников зверств над членами "Молодой гвардии"".

Как напомнили в Центре общественных связей ФСБ России, 15-18 августа 1943 года в освобожденном от фашистов Краснодоне состоялся закрытый судебный процесс над группой пособников нацистов, виновных в убийствах мирных жителей, в том числе в расправе над членами молодежной подпольной организации "Молодая гвардия". На скамье подсудимых находились предатели и палачи "молодогвардейцев": следователь местной полиции Михаил Кулешов, тайный осведомитель Василий Громов и его пасынок Геннадий Почепцов.

Военным трибуналом войск НКВД Ворошиловградской области все трое обвиняемых были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор публично был приведен в исполнение на следующий день после оглашения - 19 августа.

В дальнейшем, как отметили в ЦОС, поиск преступников, причастных к зверской расправе над "молодогвардейцами", продолжился не только на территории Советского Союза, но и в зоне советской военной оккупации в Германии.

2 ноября 1946 года начальник 4-го Управления МГБ СССР генерал-майор Вячеслав Рогов доложил министру госбезопасности СССР генерал-полковнику Виктору Абакумову: "Согласно Ваших указаний 4-е Управление МГБ в сентябре с/года приступило к розыску изменников Родины и предателей, принимавших непосредственное участие в зверской расправе над членами подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" в гор. Краснодоне".

7 апреля 1947 года в городе Баутцен сотрудниками Оперсектора МГБ Берлина был установлен, задержан и этапирован в Москву начальник Ровеньковской окружной жандармерии капитан Эрнст Эмиль Ренатус. К концу лета 1947 года на территории Германии были разысканы и доставлены в Москву еще трое немецких жандармов, бывших подчиненных Э.Э. Ренатуса - Якоб Шульц, Отто Древитц и Эрих Шрёдер.

Капитан жандармерии Э.Э. Ренатус на допросе 12 ноября 1947 года подтвердил следствию свою причастность к расправе над "молодогвардейцами": "[...] по моему приказу были расстреляны участники вскрытой немцами в гор. Краснодоне подпольной комсомольской организации "Молодая Гвардия"".

На допросе 12 ноября 1947 года немецкий жандарм О. Древитц дал показания о своем участии в казни членов "Молодой Гвардии": "[...] я заметил среди трупов, что Кошевой остался живым и был только ранен. Я подошел к месту, где лежал Кошевой, и в упор выстрелил...".

Во время этого же допроса Древитц рассказал, как себя перед казнью вела Любовь Шевцова: "[...] Из числа расстрелянных в последний раз я хорошо запомнил Шевцову. Она обратила на себя мое внимание своим внешним видом. У нее была красивая стройная фигура, продолговатое лицо. Несмотря на свою молодость, она держала себя очень мужественно. Перед казнью, когда я Шевцову подвел к краю ямы для расстрела, она не произнесла ни слова о пощаде и спокойно, с поднятой головой приняла смерть. Одета Шевцова была в темно-синее пальто, с головы ее свисал платок".

Другой участник расправы над советскими патриотами немецкий жандарм Э. Шрёдер на допросе 12 ноября 1947 года также дал признательные показания: "[...] в феврале 1943 года за два дня до бегства из Ровеньки на запад я принимал участие в казни восьми советских патриотов, в числе которых находилась Любовь Шевцова".

Эрих Шрёдер также рассказал, что кроме расстрела молодогвардейцев и еще нескольких советских граждан, он убил женщину с двухлетним ребенком. Она умоляла оставить жизнь хотя бы ребенку, но он с другими жандармами расстрелял их обоих.

Следствие по делу немецких жандармов проводили сотрудники Следственной части по Особо важным делам МГБ СССР. Все обвиняемые содержались в Лефортовской тюрьме. В ходе следствия обвиняемым предъявлялись для опознания фотографии казненных "молодогвардейцев".

В конце сентября 1946 и в ноябре 1947 годов Абакумов направлял руководству страны докладные записки с предложением об организации судебного процесса по делу участников зверской расправы над молодогвардейцами. В конце марта 1948 года МГБ СССР доложило Сталину окончательные результаты розыска участников фашистских палачей. Однако открытый процесс по этим немецким преступникам организовывать не стали.

Жандарм Древитц рассказал, что Любовь Шевцова перед казнью на краю ямы не произнесла ни слова о пощаде и спокойно, с поднятой головой приняла смерть

29 октября 1949 года по постановлению Особого совещания при МГБ СССР "...за учинимые на территории СССР зверства и насилия над гражданским населением" О. Древитц, Э.Э. Ренатус, Э. Шрёдер и Я. Шульц заключены в исправительные трудовые лагеря сроком на 25 лет.

Как сообщили в ЦОС ФСБ, в апреле 1950 года Ренатус умер в Верхнеуральской тюрьме. В декабре 1955 года О. Древитц, Э. Шрёдер и Я. Шульц досрочно освобождены из мест лишения свободы и как не амнистированные преступники переданы правительству ГДР.