Закулисье советских предприятий: где и как работали герои фильма «Москва слезам не верит»?

Народная артистка России Ирина Муравьева 8 февраля отмечает свое 75-летие. Одним из самых ярких перевоплощений знаменитости стала роль бойкой Людмилы в фильме «Москва слезам не верит». Оскароносную картину Владимира Меньшова часто называют «энциклопедией советской жизни» – настолько достоверно смотрятся в кадре будни главных героев. Они трудятся на заводе, стоят у истоков телевидения, флиртуют за прилавком химчистки… О том, что скрывается за «рабочими» сценами культовой ленты, расскажем в материале MIR24.TV.

Закулисье советских предприятий: где и как работали герои фильма «Москва слезам не верит»?
© Mir24.TV
В честь 75-летия Ирины Муравьевой вспоминаем лучшие киноработы актрисы. Смотрите шоу «Игра в кино» 8 февраля в 19:15 и программу «Наше кино. Неувядающие» 8 февраля после полуночи а также 11 февраля в 8:50 на телеканале «МИР»

Интриги на заводе

Как известно, героиня фильма Катерина Тихомирова начинала свою карьеру на Московском комбинате химволокна в качестве наладчика оборудования. С реалиями фабричного производства исполнительница главной роли оказалась знакома не понаслышке. Будучи выпускницей школы, 17-летняя Вера Алентова устроилась на меланжевый завод в Барнауле. Будущая актриса проработала здесь «сшивалкой-накольщицей» целый год, а потом уехала в Москву – поступать в театральный.

По сюжету девушке из провинции удалось добиться повышения, стать директором комбината и получить в подчинение три тысячи рабочих. Кстати, в книге сценариста Валентина Черных описываются интересные подробности такого впечатляющего продвижения по службе. Согласно замыслу автора, Катя виртуозно освоила тонкое искусство интриг. Она выиграла битву с директором химкомбината, доведя того до гипертонического криза и заняв его место. Уже будучи зрелой дамой, она завела роман с женатым сотрудником министерства химической промышленности Петровым (в фильме его сыграл Олег Табаков). Но не ради карьеры, а чтобы перенять трудовой опыт.

Вопреки киноверсии, все эти подковерные игры разворачивались вовсе не в столице, а в стенах клинского завода «Химволокно». В советское время это предприятие было одним из первых и крупнейших производств в области. Здесь впервые было запущено промышленное производство капрона, а в годы войны выпускали вискозный порох. В цехах комбината были сняты все производственные сцены, причем в момент съемок работа фабрики не останавливалась. Здесь же, в местном заводском клубе, состоялся и первый показ будущего кинохита. На премьере присутствовали лично режиссер Владимир Меньшов и актриса Вера Алентова.

Сколько зарабатывал Гоша?

О том, достоин ли Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, любви главной героини, зрители спорят до сих пор. Одни называют его абьюзером, другие – алкоголиком и неудачником, третьи и вовсе подозревают его в шпионаже. Впрочем, большинство сходится во мнении, что избранник Катерины – все же уверенный в себе мужчина, способный прокормить семью.

Гоша работал слесарем высшего разряда в научно-исследовательском институте и, по словам его друзей, имел золотые руки. Кроме того, он создал прибор, благодаря которому некий ученый смог защитить докторскую диссертацию. По статистике, средняя зарплата в СССР в 80-е годы составляла 195 рублей. При этом слесарь на заводе мог получать от 300 рублей. С учетом премий, высокого уровня квалификации и возможных подработок такой специалист, как Гоша, почти наверняка зарабатывал в два раза больше.

В одном из эпизодов Георгий подвозит Катю на такси, имея при себе пять рублей. По советским меркам это больше половины дневного заработка – достойная сумма для ежедневных расходов. Очевидно, остальные деньги герой фильма, как и все граждане того времени, хранит на сберкнижке. Получается, Гоша – вполне обеспеченный москвич, начитанный, работящий, придерживающийся традиционных взглядов. Такой мужчина вполне способен стать надежной опорой в жизни.

Советское телевидение и химчистка

«Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение». Так говорил молодой телеоператор Родион Рачков, пытаясь впечатлить скромную Катю Тихомирову. Отчасти он оказался прав. В 50-е годы телевидение существовало лишь в трех странах мира – СССР, США и Англии. Это был совершенно неизведанный, особенный мир, и тому, кто стоял у его истоков, было чем похвастаться перед знакомыми.

Попасть на съемки телепередачи и вовсе считалось редкой удачей. Так что приглашение Родиона в телецентр автоматически приравнивалось к невероятно романтичному свиданию. Кстати, изначально в этой сцене должны были проходить съемки программы КВН. Однако собирать огромный зал оказалось не совсем удачной идеей, поэтому кинематографисты заменили передачу на съемки «Голубого огонька», который долгие годы считался визитной карточкой советского телевидения.

Чуть менее редким, но совершенно непредсказуемым оказывался для советского человека и поход в химчистку. Обычно туда приходили от безысходности, когда спасти дорогую вещь в домашних условиях уже не получалось. Однако вместо помощи профессионалов клиенты нередко сталкивались неприятными последствиями. Оторванные пуговицы, перекошенная подкладка, потускневший цвет – качество услуг советских химчисток оставляло желать лучшего. Как и отношение персонала.

Как показывает знаменитая сцена в фильме «Москва слезам не верит», если вы не генерал, рассчитывать на любезность сотрудниц не стоит. Актриса Ирина Муравьева гениально изобразила в лице своей героини типичную приемщицу химчистки, которая могла не только с каменным лицом сообщить о «напряженке с бумагой в стране», но еще и вернуть вещи в абсолютно испорченном виде. Жаловаться бесполезно – ни за качество работы, ни за лояльность клиентуры сотрудники советских химчисток личной ответственности не несли.