9 февраля 1944 года Сталин подписал приказ об обеспечении ПВО железнодорожных эшелонов в прифронтовой полосе

9 февраля 1944 года Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза И.В. Сталин подписал "Приказ о мероприятиях по обеспечению противовоздушной обороны железнодорожных эшелонов в пути их движения в прифронтовой полосе" № 009.

9 февраля 1944 года Сталин подписал приказ об обеспечении ПВО железнодорожных эшелонов в прифронтовой полосе
© Российская Газета

В приказе было семь коротких пунктов. Каждый из них был написан кровью.

Сталинский приказ был направлен на то, чтобы избежать трагедий, подобных той, что в годы оттепели была c болью сердца описана в книге фронтовика-артиллериста, награжденного двумя медалями "За отвагу". Вспомним начало повести Юрий Бондарев "Батальоны просят огня" (1957), действие которой происходит в ходе летне-осенней кампании 1943 года на Украине. Налет вражеской авиации оставил наступающую дивизию, которой предстояло форсирование Днепра, без боеприпасов.

"Бомбежка длилась минут сорок. Потом она кончилась. Полковник Гуляев, оглушенный, втиснутый разрывами в пристанционную канаву, провел ладонью по своей багровой шее - ее покалывало, жгло, - выругался и поднял голову.

В черном от дыма небе, неуклюже выстраиваясь, с тугим гулом уходили немецкие самолеты. Они шли низко над лесами на запад, в сторону мутно-красного шара солнца, которое, казалось, пульсировало в клубящейся мгле. Все горело, рвалось, трещало на путях, и там, где еще недавно стояла за пакгаузом старая закопченная водокачка, теперь среди рельсов, дымясь, чернела гора обугленных кирпичей; клочья горячего пепла опадали в нагретом воздухе. <…>

Все, что горело сейчас на этой приднепровской станции, лопалось, взрывалось, трещало и малиновыми молниями вылетало из вагонов, и то, что было покрыто на платформах тлеющими чехлами, - все это уже значилось словно бы собственностью Гуляева, все это прибыло в армию и должно было поступить в дивизию, в его полк и поддерживать в готовящемся прорыве. Все погибало, пропадало в огне, обугливалось, стреляло без цели после более получасовой бомбежки.

"Бестолочи, глупцы! - гневно думал Гуляев о коменданте станции и начальнике тыла дивизии, решительно и грузно шагая по битому стеклу к вокзалу. - Под суд, сукиных сынов, мало! Под суд! Обоих!" <…>

Впереди, метрах в пятидесяти от перрона, под прикрытием каменных стен чудом уцелевшего вокзала стояла группа офицеров, доносились приглушенные голоса. В середине этой толпы на голову выделялся своим высоким ростом командир дивизии Иверзев, молодой, румяный полковник, в распахнутом стального цвета плаще, с новыми полевыми погонами. Одна щека его была краснее другой, синие глаза источали холодное презрение и злость.

- Вы погубили все! Па-адлец! Вы понимаете, что вы наделали? В-вы!.. Пон-нимаете?..

Он коротко, неловко поднял руку, и у стоявшего возле человека, как от ожидания удара, невольно вскинулась кверху голова, - и тогда полковник Гуляев увидел белое, дрожавшее дряблыми складками лицо пожилого майора, начальника тыла дивизии, его опухшие от бессонной ночи веки, седые взлохмаченные волосы. Бросились в глаза неопрятный, мешковатый китель, висевший на округлых плечах, нечистый подворотничок, грязь, прилипшая к помятому майорскому погону, запасник, по-видимому, работавший до войны хозяйственником, "папаша и дачник"... Втянув голову в плечи, начальник тыла дивизии виновато и молча смотрел Иверзеву в грудь.

- Почему не разгрузили эшелон? Вы понимаете, что вы наделали? Чем дивизия будет стрелять по немцам? Почему не разгрузили? Поч-чему?..

- Товарищ полковник... Я не успел...

- Ма-алчите! Немцы успели!"

По сюжету повести два наступающих батальона из-за нехватки боеприпасов оказались лишенными огневой поддержки - и из нескольких сот бойцов в живых осталось всего-навсего пять человек.

Приказ Сталина был направлен на повышение и усиления эффективности противовоздушной обороны железнодорожных эшелонов в пути их движения в прифронтовой полосе.

Нарком обороны Маршал Советского Союза Сталин приказал:

"1. Ответственность за оборону железнодорожных коммуникаций прифронтовой полосы в целом возложить на войска ПВО Красной Армии, которым прикрывать зенитными огневыми средствами железнодорожные мосты, узлы и станции, а истребительной авиацией ПВО - участки железных дорог в целом по заданию Генерального штаба Красной Армии. В войсковом тылу оборону железных дорог возложить на соответствующие фронты.

Командующему артиллерией Красной Армии широко практиковать использование кочующих маневренных засад средств ПВО на перегонах железных дорог на направлении выявленной активности авиации противника, выделяя в состав засад зенитную артиллерию, пулеметы и прожектора.

<…>

7. Для своевременного учета обстановки на железных дорогах и использования частей прифронтовых районов ПВО с учетом графика движения транспортов и эшелонов при начальнике передвижения войск на всех прифронтовых железных дорогах иметь от штабов прифронтовых районов войск ПВО КА своих постоянных офицеров связи".