Не вулканы, а астероиды. Еще одна теория о том, как Земля превратилась в гигантский снежок

© Фото: Йельский университет, изображение создано с помощью нейросети
Не вулканы, а астероиды. Еще одна теория о том, как Земля превратилась в гигантский снежок
© Телеканал «Наука»

Если на Земле снизится средняя глобальная температура, и она начнет покрываться сплошным снежно-ледовым покровом, то солнечные лучи будут отражаться от него. Получится замкнутый круг: лед не даст планете нагреться, а в таком холодном климате льда и снега будет становиться все больше — и так тысячи или миллионы лет.

Ученые знают о вероятности такого экстремального сценария с 1960-х годов, и уже доказали, что это происходило — в периоде от 720 до 635 миллионов лет назад. Но почему так случилось, пока выяснить не удалось. На днях ученые из Сиднейского университета (Австралия) рассказали о теории, по которой Земля превратилась в снежный ком из-за затухания вулканов. А сейчас Йельский университет (США) выдвигает другую версию: у по-настоящему ледникового периода внеземные причины.

Ученые Йеля вместе с коллегами из других организаций США и Австрии использовали сложную климатическую модель, которая отражает циркуляцию атмосферы и океана, а также образование морского льда в различных условиях. По сути, подобная используется в ровно противоположных целях — для прогнозирования будущих изменений климата.

Они ввели переменную в виде гипотетического удара астероида и рассчитали, какой эффект это вызвало бы в разные периоды: доиндустриальный (150 лет назад), последний ледниковый максимум (21 000 лет назад), меловой период, когда жили динозавры (145–66 миллионов лет назад) и неопротерозой (от 1 млрд до 542 миллионов лет назад).

Согласно статье, опубликованной в журнале Science Advances, для моделирования выбрали объект наподобие того, что оставил кратер Чикшулуб. Это был метеорит диаметром около 10 км, а энергия удара, по оценкам, в 2 000 000 раз превышала мощность самой крупной термоядерной бомбы. Это привело к созданию облаков, непроницаемых для солнечных лучей, так как от удара в атмосферу взвилось огромное облако мелких частиц и сажи — на несколько порядков более объемное, чем от извержения вулкана.

В более теплые периоды — доиндустриальный и меловой — такое воздействие, согласно моделированию, не могло привести к масштабному оледенению. Но совсем другую картину они увидели во времена, когда на планете уже было достаточно прохладно.

«Что меня больше всего удивило в наших результатах: если изначально условия на Земле были достаточно холодные, то она могла бы дойти до состояния «снежного кома» с оледенением океанов всего за 10 лет. За это время толщина морского льда на экваторе достигла бы около 10 метров. Сравните это с современной Арктикой, где типичная толщина морского льда от 1 до 3 метров!», — говорит профессор Алексей Федоров.

При этом от глобального потепления таким образом астероид не спасет — в том числе из-за уже оказанного человечеством влияния, которое ведет к ускоренному повышению температуры.

Земля превратилась в гигантский снежный ком 700 млн лет назад, и сейчас появилось объяснение — почему

Биография Земли: что было до нас

Гольфстрим слабеет: Западной Европе (и Мурманску) грозит замерзание?