Войти в почту

220 лет без Иммануила Канта

В романе "Мастер и Маргарита", которому обеспечила "возвратный" всплеск популярности новая экранизация романа, осуществлённая Михаилом Локшиным, и бурные дискуссии , разыгравшиеся в обществе вокруг этого фильма, Иммануил Кант упоминается. Помните, они с Воландом завтракали, и мыслитель изложил сатане шестое доказательство бытия Божия?.. Пять таких доказательств составил религиозный философ Фома Аквинский в XIII веке. Кант опроверг все пять. "Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!" — говорит Воланд. Кант не устроила аргументация Фомы. Опровергая его аргументы, философ вовсе не доказывал отсутствия бытия Бога. Фома Аквинский предлагал физические или метафизические доказательства. Кант размышлял в том же поле идеалистических учений. Для него было несомненно: Бог есть. Однако его существование невозможно доказать логически. Кант отрицал пять доводов Фомы Аквинского, сведя их к триаде: онтологический, космологический и теологический. Он вывел собственный аргумент – нравственный. Прусский философ считал, что в людях априори находится нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике, зато по совести. Это внутреннее требование Кант назвал категорическим императивом. Иммануил Кант считал, что нравственный закон, как и наша способность мыслить о всеобщем и понимать красоту, заложена Господом в человеческую природу, просто потому, что он человек, образ и подобие Бога. Видите, как элементарно?.. "Ревизор.ru" не раз уже обращался к судьбе и наследию Иммануила Канта. Здесь можно прочитать о его жизненном пути. Он был прост: Кант никогда не выезжал из Кёнигсберга, каждый день, невзирая на погоду, шел гулять по родному городу, составив маршрут так, чтобы дважды не проходить ни по одному из семи мостов Кёнигсберга (ныне этот маршрут считается туристической достопримечательностью Калининграда и сложнейшей тригонометрической задачей), а из всех радостей жизни предпочитал пирушки с друзьями. Любил не столько выпить, сколько вкусно поесть. В одежде был чрезвычайно скромен. Повседневный костюм Канта. Фото Е. Сафроновой, 2016 год. А здесь находится разъяснение знаменитого категорического императива Канта. Сегодня, в день 220-летия с момента смерти философа, литературовед Николай Подосокорский разместил в соцсети ВКонтакте следующую выдержку из его труда "Антропология с прагматической точки зрения" (1798): "Быть очень ограниченным в отношении объема своих понятий — это еще не глупость, все зависит от качества этих понятий (основоположений).— То, что люди позволяют обманывать себя кладоискателям, алхимикам и устроителям лотерей, объясняется не их глупостью, а их злой волей, [стремящейся] без соответствующих личных усилий разбогатеть за чужой счет. Хитрость, изворотливость, лукавство (versutia, astutia) — это уменье обманывать других. Вопрос здесь в том, действительно ли обманщик умнее того, кого легко обмануть, и действительно ли последний глуп? Прямодушного человека, который легко доверяет (верит, дает кредит) другому, иногда, хотя и очень несправедливо, называют дураком, потому что он легкая добыча для плута; об этом говорит пословица: "Купцы радуются, когда дураки приходят на рынок". Я поступлю правильно и умно, если тому, кто меня раз обманул, никогда больше верить не буду, ибо у него порочные принципы. Но было бы мизантропией не верить ни одному человеку только потому, что один меня обманул. Собственно говоря, именно обманщик — дурак.— А что, если человек, будучи сильно обманут, вдруг почувствует себя в состоянии обходиться без других людей и их доверия? В таком случае изменится, конечно, характер, который он проявляет по отношению к другим, но лишь в том смысле, что, вместо того чтобы смеяться над обманутым обманщиком, начинают плевать на счастливого; а в этом корысть небольшая". Заповеди Иммануила Канта. Фото Е. Сафроновой, 2016 год. Судя по этой цитате, Имманиул Кант действительно обладал совершенным этическим кодексом. Надеемся, в наших современниках он, этот кодекс, живой символ присутствия в человеке Бога, еще не полностью исчерпан…

220 лет без Иммануила Канта
© Ревизор.ru