"Ставангер" в Театре "Док" по пьесе Марины Крапивиной
К сожалению, в этом сезоне «Док» не радовал нас премьерами. Оно и понятно — у театра были проблемы с помещением. Но теперь закончен ремонт новой площадки на Лесной улице. Театр получил сразу два зала. И вот — первая премьера в новом году. Это история взрослой женщины, которая познакомилась через сайт знакомств с норвежцем и уехала к нему, бросив нелюбимого мужа. В надежде найти новую семью и родить наконец-то ребенка. Мрачное начало настраивало на вполне логичное продолжение, что девушка станет жертвой жесткого абьюза и т. п. Норвежец — бывший алкоголик и наркоман, плотно сидящий на антидепрессантах. Он любит техно и теорию заговоров. Ну прямо идеальный расклад для того, чтобы он начал бить или издеваться над несчастной девушкой. К счастью, у авторов оказалось более интересное решение. Они не стали уходить в эту банальщину. Да, личная жизнь главной героини пошла прахом, ничего построить не удалось, но исключительно из-за кардинальной разницы культур. Где-то к середине спектакля мы понимаем, что норвежец с виду только странный. На деле он самый обычный. Они действительно так живут. И ни зрителю, ни главной героине их не понять. Мы слишком разные. Да, норвежец в результате совершает преступление, но не в отношении девушки, а в отношении своего ученика из школы, где он работает педагогом. Мы видим, как женщина сталкивается с совершенно не близким и непонятным ей миром, в котором она никак не может найти себе место. Сделано все просто, аскетично, с минимумом декораций, но весьма правдиво. И когда я смотрю на игру актера Андрея Кондратьева — я верю, что передо мной действительно норвежец. И Вере Дровенниковой (которая также сыграла и главную роль) — тоже верю. Интересно также, что большинство отношений показаны в стиле трэш-комедии. Это, с одной стороны, расслабляет зрителя, с другой стороны — выглядит весьма правдиво. И это, конечно, большой плюс. Спектакль рассчитан в основном на женскую аудиторию, но будет интересен также и мужчинам. Это отличная возможность посмотреть на внутренний мир обычной женщины. Он близок и понятен. Это отличная возможность задуматься над тем, почему она внезапно убегает от мужа, с которым прожила десять лет. Самое главное — создателям удалось ухватить дух противоречий между нашими культурами и очень изящно его показать. При этом — показаны обе правды, и девушки, и норвежца. И каждая из них имеет право на существование, и понятна. Мне лично показалось, что жертвой этих отношений является как раз мужчина. Он в итоге остается несчастен и одинок. Именно его хочется пожалеть в конце. Но исправить уже ничего не получится... Приятно что театр Док наконец-то обрел новый дом, и мы ждем новых прекрасных премьер.