Плакаты времен войны отреставрируют

Сто плакатов знаменитых "Окон ТАСС", выпускавшихся с 1941 по 1946 год и хранившихся в фондах сначала Центрального музея революции, а сегодня Государственного центрального музея современной истории России, были переданы в реставрационный Центр имени И.Э. Грабаря. А всего их в фондах ГЦМСИР около 1000.

Плакаты времен войны отреставрируют
© Российская Газета

По словам завотделом изобразительного искусства Музея Веры Панфиловой, произведения отбирали по степени сохранности, по именам художников, по хронологии военных действий. Не в последнюю очередь отборщики обращали внимание на оригинальность сюжета и творческий подход.

Так, на реставрацию отправился один из выпусков регулярно выходившей серии "Наша азбука", где на каждую букву писалось актуальное двустишие с картинкой. Вот, например, буква "Д" из "Окна..." N 35: "Дуче тоже в этой куче, не ходи к нам лучше дуче", а над стихом на букву "Д" Маршака - рисунок художника Айвазяна: в змею с головой Муссолини бьет красное перо, летят кровавые брызги. Еще один рукотворный шедевр: кувыркающегося, на ходу превращающегося в живую свастику немца подгоняют красные штыки. И подпись "Дорога до Таганрога". Плакат, сделанный Михаилом и Ниной Черемных, автором текстов к произведениям мужа. Рядом - целые многофигурные "полотна" Кукрыниксов, Милашевского, Саркисяна с текстами Жарова, Брика, Германа...

Редакция-мастерская военно-оборонного плаката "Окно ТАСС" была создана 24 июня, а 27 июня по всей Москве уже был расклеен ее первый плакат "Чего хочет Гитлер и что он получит". Работали лучшие художники той поры - один из создателей "Крокодила" художник Михаил Черемных, карикатурист Борис Ефимов, Кукрыниксы. Слоганы и стихотворные подписи к плакатам придумывали Демьян Бедный, Самуил Маршак, Василий Лебедев-Кумач, Николай Тихонов, Семен Кирсанов, Михаил Исаковский, Константин Симонов... И еще десятки художников и писателей, сотни трафаретчиков и печатников: вряд ли когда-либо в истории агитационно-политического искусства существовал творческий коллектив такой мощи.

"Военное время требовало еще и оперативности - и плакаты, посвященные тому или иному событию, выходили через несколько часов после выхода сводок Информбюро, - вспоминал гендиректор ТАСС Андрей Кондрашов. - Производство шло в три смены, выпуск тиражей вели круглые сутки".

Плакаты "Окон ТАСС" вешали во время войны в лондонском метро, в цехах американских заводов для повышения производительности труда. Всесоюзное общество культурных связей за границей проводило подписку на плакаты "Окон ТАСС" и одним из подписчиков был американский художник Рокуэлл Кент, 16 плакатов были изготовлены лично для генерала Шарля де Голля.

Сегодня плакаты нуждаются в помощи. Рваная, вся в "заломах", пожелтевшая бумага, потекшие краски и чернила, листы с оборота все в бумажных заплатах, посаженных на неизвестного происхождения клей ...Реставраторы Центра Грабаря будут разбирать плакаты на части, очищать, тонировать, подклеивать их, вновь собирать. Серьезная исследовательская и практическая работа с памятниками 80-летней давности займет весь 2024 год.