«К четырем прибавить два, по слогам читать слова»: Главархив – о том, как появились восьмые и одиннадцатые классы
<p style="text-align: justify;">В конце 1950-х годов члены руководства СССР стремились нарастить темпы развития промышленности и ускорить строительство коммунистического будущего. Для реализации этой цели решили привлечь представителей молодого поколения. Школьники и будущие выпускники теперь должны были не только разбираться в основах наук, но и иметь необходимые навыки, которые бы пригодились для работы на заводе. </p> <p style="text-align: justify;">Для того чтобы достичь поставленной цели, чиновники разработали новый закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который приняли 24 декабря 1958 года. По мнению общественных деятелей, подростки, достигшие возраста 15–16 лет, должны были принимать активное участие в жизни общества, например, помогать в народном хозяйстве. </p> <p style="text-align: justify;">В связи с грядущими изменениями в сфере образования, всем сотрудникам местного управления было поручено представить план образовательной реформы и варианты ее реализации. Не остался в стороне и Моссовет. Так, в середине февраля 1959 года сотрудники ведомства выпустили решение № 586, в котором говорилось о том, что члены Городского отдела народного образования и Управление кадров и учебных заведений должны предоставить в Городскую плановую комиссию проект о необходимых изменениях в системе среднего образования. К документу, который хранится в Главархиве, прилагались также методические рекомендации от авторов реформы, которые хотели максимально быстро получить результаты от предложенных нововведений. </p> <p style="text-align: justify;">Согласно идее авторов проекта, уже с сентября 1959 года школы должны были начать переходить на восьмилетнюю систему среднего образования. В школах с семилетним сроком обучения, где было достаточное количество учеников старшего возраста и учителей, готовых вести уроки, срочно открывали восьмые классы. Все ученики начальной школы с первого по пятый класс были заочно переведены на новую систему обучения, и для них разрабатывали новые учебники и образовательные планы с учетом того, что количество лет до выпускного увеличилось. </p> <p style="text-align: justify;">Учащиеся, которым оставался один год до окончания школы, завершали учебу по старым программам и были последними выпускниками школы-семилетки. Всех шестиклассников перевели на восьмилетний общеобразовательный курс. С 1962/1963 учебного года единой общеобразовательной школой для детей от семи до 16 лет становилась восьмилетняя, первый выпуск которой состоялся весной 1963 года. Те, кто не успевал закончить свою школу до наступления 16 лет, переводились в другие школы. После окончания школы молодые люди получали право сразу устроиться на заводы или поступить в профессионально-технические училища, где срок обучения по новому стандарту составлял от двух до трех лет. Те выпускники, которые ранее поступили в фабрично-заводские школы рабочей молодежи, имели право окончить их по утвержденному восьмилетнему стандарту, чтобы разрыв в знаниях между выпускниками общеобразовательных школ и студентами ПТУ был минимален. </p> <p style="text-align: justify;">Для выпускников, которые планировали получить высшее образование и построить научную карьеру, тоже наступили свои изменения. Девятиклассников перевели на 11-летний формат обучения с обязательной производственной практикой. С сентября 1961 года уже существовали 11 классы средних школ, из которых весной выпустились первые старшеклассники. Однако продолжить обучение в школе после восьмого класса было не так просто. Так как новые восьмые классы открывали для того, чтобы обеспечить заводы и ПТУ квалифицированными молодыми кадрами. Только если лимиты для училищ оказывались полностью заполненными, в школах открывали девятый класс, где учились те, кто хотел поступить в высшее учебное заведение. Так что, если выпускник планировал стать, например, ученым-физиком, то ему нужно было сильно постараться и сдать входной экзамен в старшие классы, а, возможно, перейти для этого в другую школу, где есть 11-й класс. С началом реализации реформы количество желающих поступить в университет скоро стало максимальным. </p> <p style="text-align: justify;">Безусловно, предложенная реформа была несколько раз адаптирована под требования жизни и не осталась без изменений, а с ее начальным проектом можно познакомиться благодаря документам Моссовета, которые представлены в Главархиве Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам – с 12:00 до 20:00, по пятницам – с 9:30 до 15:00. А для всех, кто интересуется историей столичного образования до 1917 года, в виртуальном музее Главархива «Москва – с заботой об истории» доступна книга «<a href="https://vov.mos.ru/newhistory/media-library/library/0000000000001-%D0%B8%D0%B7-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5-18031917">Из истории народного образования в Москве. 1803</a>–<a href="https://vov.mos.ru/newhistory/media-library/library/0000000000001-%D0%B8%D0%B7-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5-18031917">1917</a>».</p> <p style="text-align: justify;"> </p>