…Окрыленным возвращаешься после очередной встречи с героем рубрики «Спасибо за город», ведь подавляющее большинство из них – это энергичные и успешные люди, устремленные в светлое будущее, их дела заражают оптимизмом и дарят окружающим надежду. А вот знакомство с Петром Кузьмичом Кориковым почему-то оставило после себя лишь светлую грусть…

«Полвека на реке»
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

Любовь всей жизни

…Небольшой домик, до бровей заметенный снегом, стеснительно приник к земле под горделивыми взглядами соседских особняков и коттеджей. Одинокий могучий кедр ободряюще машет ему мохнатыми лапами: не обращай внимания, друже! Да, они больше и красивее, пафоснее и удачливее, но зато нам-то с тобой есть что вспомнить и чем гордиться!

Этот дом Петр Кузьмич строил собственными руками, да и сейчас следит за его состоянием, делает посильный косметический ремонт. Понемногу занимается участком, весной вот опять собирается садить на огороде картошку.

Дорожки на участке тщательно прочищены – а ведь снегу-то нынче сколько навалило! Внутри встречает целый выводок разнокалиберных котят, увлеченно занятых своими котячьими делами и абсолютно не обращающих внимания на представителя российских средств массовой информации, вторгшегося на их территориальное пространство:

– Пятеро было, да одного уже отдал, – тепло улыбается хозяин. – Мамка в подполе окотилась, даже найти их не мог. А вот подросли и повылазили…

На одной из стен маленькой прихожей бросаются в глаза цветные фотографии в рамках – теплоходы и катера, бороздящие иртышские и обские просторы. Они – главная любовь всей жизни Петра Кузьмича, который до сих пор трудится помощником механика-шкипера плавмастерской АО «Северречфлот». А ведь ему – на минуточку! – идет 75 год. Да-да, семьдесят пятый! Из них пятьдесят один год отданы реке…

На берегу очень тихой реки…

Родился наш герой в Тобольске, но с четырех лет жил с родителями в древнем селе Сытомино Сургутского района. Еще будучи школьником, на каникулах работал в местном рыбкоопе – «заряжал» льдом морозильные камеры. Потом была служба в Советской армии, в ракетных войсках. После демобилизации вновь вернулся в рыбкооп. Поначалу молодого парня поставили на катер шкипером – принимать и отпускать грузы, а вскоре доверили и штурвал.

Затем в его жизни возникли Ханты-Мансийск и учеба в речном ГПТУ-10. После его окончания, в 1973 году, пришел в речпорт. Поначалу собирался устроиться в экипаж какого-нибудь самоходного судна, но так сложились обстоятельства, что оказался на плавучем кране.

– Думал, ну поработаю одну навигацию и переберусь в Тюмень. А там втянулся, к тому же мне «общагу» выбили, и как-то пошло все – год за годом… – вспоминает речник.

В результате на плавучих кранах он протрудился четверть века, в том числе девять лет – старшим электромехаником. Для несведущих поясню, что человек, занимающий такую должность, отвечает за бесперебойную работу ВСЕХ механизмов, узлов и агрегатов плавкрана, именно благодаря ему здесь все крутится, вертится и поднимается.

Задаю провокационный вопрос:

– Вы мечтали водить теплоходы, а оказались на несамоходном судне, которое к месту работы и обратно по реке тащат буксиры. Если честно – не обидно?

Петр Кузьмич удивленно посмотрел на бестолкового визави:

– Нет. На кране я чувствовал себя как рыба в воде, даже лучше, чем дома. Главный дизель у меня всегда работал как часики! Весь Обь-Иртышский бассейн объездили, часто на Севера ходили, под Саранпауль и на Ямал…

О жизненных ценностях

Но в 1999 году Корикова перевели на плавмастерскую, где тогда не хватало квалифицированных и опытных механиков. А раз Родина сказала: «Надо!», то настоящий работяга отвечает: «Есть!».

Плавмастерская – это такое судно обеспечения, маленький ремонтно-механический заводик на плаву. Если на одном из теплоходов случается серьезная поломка, то его обычно швартуют у борта плавмастерской и команда совместно с ремонтниками берется за дело – токаря точат, сварщики варят, механики крутят, начальство осуществляет общее руководство.

– На новом месте тоже хлопот хватало, хозяйство большое: котлы, дизеля, два компрессора для гильотин, тельферы, много разнообразного электрооборудования, – перечисляет наш герой. – Сейчас, правда, в основном я слежу за системой отопления.

Интересуюсь у собеседника, как бы он одним словом назвал свою профессию. Тот в ответ пожимает плечами:

– Я – поммеханика, и не считаю это зазорным.

Это смотря, с какой точки зрения посмотреть. Сегодня подавляющее большинство молодых парней мечтает обрести непыльную работенку в теплом офисе успешной компании – чтобы мягкое кресло, кофемашина, рядом – симпатичная коллега. Им не понять, как можно полвека трудиться в промасленной спецовке, в постоянном грохоте, в жару и холод, когда в руке не изящная компьютерная «мышка», а тяжеленная кувалда…

Не мог не спросить старого речника, долго ли еще он намерен работать, не пора ли оставить все производственные хлопоты и отправиться на покой?

– Давно ушел бы на отдых, да не получается, – вздыхает Петр Кузьмич. – Не раз уволиться хотел – не отпускают. Молодые не хотят идти на мое место из-за невеликой зарплаты и постоянной нервотрепки, а я привык. Сил пока хватает, к тому же особо меня коллеги не нагружают. Да и если честно, тоскливо дома, а там веселее, всегда с народом…

И снова – в большое плавание!

У речников особый, ни на кого не похожий режим работы. У них нет возможности летом греть пузико на морском побережье, ведь с открытием навигации начинается самая горячая пора, и заканчивается она лишь с началом ледостава. А вот потом, в месяце «…бре», – пожалуйста, бери очередной отпуск, накопившиеся отгулы и отправляйся отдыхать…

Сегодня, кстати, заканчивается отпуск у Петра Кузьмича Корикова, и он вновь отправляется на родную плавмастерскую. Не за горами открытие навигации, значит, у ремонтников начинается горячая пора, надо готовить к плаванию многочисленные самоходки, теплоходы, катера.

Жизнь-то – она продолжается!

Андрей Рябов