Войти в почту

«Человек дошедший»: зачем идти на выставку современного художника во Владикавказе

Во Владикавказе открылась выставка художника-керамиста, участника международного фестиваля современного искусства «Аланика» Валерия Байцаева. «Человек дошедший» — попытка мастера осмыслить положение людей, живущих в цифровую эпоху. Собрали несколько причин сходить на выставку в филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

«Человек дошедший»: зачем идти на выставку современного художника во Владикавказе
© «Это Кавказ»

Буквально ощутить на себе путы цифрового прогресса

Валерий Байцаев известен в Северной Осетии своей верностью глине и тем, что уже много лет превращает ее в буквальном и образном смысле в философское высказывание о человеке, жизни и проблемах современности. Новый проект художника «Человек дошедший» — размышление о влиянии на людей технического прогресса, глобальной цифровизации. Название выставки словно отсылает к известным рисункам, показывающим эволюцию Homo Sapiens. Только по Байцаеву «человек дошедший» уперся в тупик.

— В русском языке понятие «человек дошедший» имеет разные смыслы. В негативном — это образ дошедшего до ручки, отчаявшегося человека. Но есть и позитивный, когда у человека есть в жизни цель, и, достигнув ее, он должен либо найти новую, либо прийти к внутреннему опустошению, — объясняет смысл названия сам автор.

Поставив перед собой новую цель, художник «дошел» до идеи выставки, в которой зрителям предлагается приподняться над собственной реальностью и буквально на себе ощутить узы цифрового прогресса. По словам кураторов выставки, ощущение навязанного контроля передается физически. Зритель перемещается по выставке, ориентируясь на указатели «Поверни», «Вернись», «Стой», не оставляющими свободы действия. Как и технический прогресс, который к началу XXI века перестал работать на человека, сделав его своим заложником и слугой, уверяет художник.

Познать риск и самоотверженность первопроходцев

Байцаев признается: скорость технического прогресса, развитие искусственного интеллекта, с одной стороны, настораживает. С другой — художник восхищается человечеством, продолжающим осваивать космос.

— Если рассматривать эту тягу к полету, то самая красивая идея — миф об Икаре. Он первопроходец, который жертвует собой. И как всегда в истории, первопроходцы погибают, терпят неудачу, но закладывают фундамент для будущих Икаров. Меня заворожило то, что один из последних спутников полетел в обратную сторону от Солнца — человечество извлекло опыт из полета Икара. Так родилась идея работы, в которой соединено два крыла: спутника и Икара.

Увидеть искусство даже в комплектующих для компьютера

В части работ, представленных на выставке, «железки» вживлены в глину. Идея родилась из размышлений о названии материнской платы.

— Почему самую главную деталь компьютера привязали к образу матери через название? Понятно, что это сленг программистов, но ведь просто так ничего не возникает. Эти слова как некие рудименты первоистоков. Например, древние глиняные фигурки олицетворяли образ Матери Земли. Моя первая работа в этой серии так и возникла. Материнская плата в виде французской гильотины, которая отрывает нашу голову от Земли, — образ того, как наше сознание отрывается от нашего тела, от наших традиций и культуры, — подчеркивает художник. — Посмотрите на материнскую плату любого компьютера — это же произведение искусства. Может, прозвучит как богохульство, но Господь творил человека и Землю намного проще, чем человек — плату.

Поразмышлять о плюсах и минусах технического прогресса

Владикавказский художник вдохновлялся не только «железками». В своих работах Байцаев делает прямые отсылки к скульптурам авангардного художника Альберто Джакометти.

— Джакометти делал фигурки, которые были настолько тонкие, что уже двигалось само пространство, а не фигурка. Скульптор нашел такой художественный ход, при котором мы видим только движущуюся форму, а сама скульптура перестает быть реалистичной, к которой привык человеческий глаз. У меня эта движущаяся форма приходит отчасти к точке невозврата.

Такой Валерий Байцаев называет положение вещей, при котором человек — заложник цифровых технологий. Люди разучились общаться напрямую друг с другом, уверяет автор, напоминая, что многие не выходят из дома даже на работу или в магазин.

«Человек дошедший» — не приговор человечеству, а приглашение поразмышлять о плюсах и минусах технического прогресса. Хотя выставка может показаться мрачной, она построена таким образом, что зрители словно выходят из ловушки к свету, на улицу. Такое решение призвано вдохновить посетителей на желание, подобно Икару, подняться к солнцу, а это уже выход сознания за пределы виртуальной реальности, поглощающей нас ежедневно через гаджеты.