Псалом 50-й из Псалтири: суть, толкование, перевод на русский язык
Псалтирь — сборник духовных текстов, включающий 151 псалом, является одной из главных книг для христиан. Псалом — это поэтический текст, написанный с целью восхваления Бога, покаяния и прошения о помощи. Особенной популярностью у верующих пользуется псалом 50-й, или псалом покаяния. «Лента.ру» выяснила, кто написал этот псалом, в чем его смысл, а также в какой ситуации его принято читать.
Кто написал псалом 50-й
Автором 50-го псалма считается ветхозаветный царь Давид — в нем великий правитель кается в своем смертном грехе, в убийстве верного воина Урии Хеттеянина и прелюбодеянии с его женой, которую звали Вирсавия.
Согласно преданию, однажды всемогущий царь увидел во дворе соседнего дома красивую женщину, купающуюся в бассейне — это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Сам Хеттеянин в то время был на поле боя — в составе царского войска он сражался с аммонитянами.
Будучи не в силах устоять перед красотой Вирсавии, Давид велел привести женщину к нему, после чего овладел ею и отпустил домой.
Через некоторое время, узнав о беременности Вирсавии, царь решил избавиться от Урии. Он отправил письмо к командующему армией с требованием послать Урию в самое опасное и безнадежное сражение. В той битве Урия погиб.
Избавившись от соперника, Давид взял в жены Вирсавию, которая вскоре родила царю сына
После этого Господь послал к Давиду пророка Нафана, который рассказал царю притчу.
Притча пророка Нафана В одном городе жили два человека — богач, владевший множеством самого разного скота, и бедняк, у которого была всего одна овечка. Бедный человек купил эту овечку еще маленькой, выкормил ее «от своего хлеба и от своей чаши», так что овечка выросла вместе с его детьми и была очень дорога бедняку. Однажды к богатому человеку пришел странник. По традиции, хозяин должен был угостить гостя, однако богач пожалел забить свою овцу или вола для приготовления пищи. Тогда он пришел к бедному человеку, отнял у него любимую овечку и приготовил угощение из нее.
Выслушав притчу, Давид возмутился и сказал Нафану, что такой человек заслуживает смерти. На это пророк ответил: «Ты — тот человек».
Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою Вторая книга Царств, 12:9-10
И тогда царь Давид осознал, что совершил сразу два смертных греха — убийство и прелюбодеяние, глубоко раскаялся и написал свой знаменитый псалом.
Текст 50-го псалма
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грехов моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
50-й псалом в переводе на русский язык
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
В чем смысл 50-го псалма
Этот текст отражает глубочайшее и искреннее сожаление о совершенном грехе и идущую от самого сердца мольбу о прощении и милосердии.
Известный библеист и богослов XIX века Александр Лопухин писал: «Эти стихи очень ярко характеризуют нам Давида, как человека с высокоразвитым нравственным чувством: всякий его грех вызывал в нем глубокое осуждение себя и мучительное недовольство собой».
Богослов поясняет, что падение Давида не может быть проявлением сознательного желания оскорбить божьи заповеди или свидетельством господства «греховных и похотливых желаний» в душе царя. По словам Лопухина, этот грех — проявление несовершенной человеческой природы, порыв, временное увлечение, за которым последовал долгий период самобичевания.
В своем стихе Давид просит у Бога очищения души, подразумевая не только прощение греха, но и освобождение своего духа через наказание.
Давид осознает, что тяжесть содеянного не только в том, что он убил человека и совершил прелюбодеяние, но еще и в глубоком оскорблении Бога своим поступком
«Такая молитва об очищении, с признанием и исповеданием заслуженности кары, кроме желания облегчения своей совести понесением последней, могла вызываться и другим побуждением — на примере Давида, караемого Богом за совершенный им грех, показать всему народу важность соблюдения ими заповедей Бога и необходимость заботы о чистоте своей жизни», — пишет Александр Лопухин.
В целом каждую фразу из псалма 50-го можно разобрать отдельно, так как в каждой строке заключается глубокое послание, которое современному человеку может быть не всегда понятно при первом прочтении.
Толкование некоторых фраз из псалма 50-го:
«Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» — эти слова означают, что верующему известно о его грехах, отягощающих совесть; «Се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя» — признание перед Господом природной склонности человека к греху; «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» — просьба к Богу послать его благодать, помочь очиститься от грехов; «Дух прав обнови во утробе моей» — просьба направить согрешившего на праведный путь, указать дорогу к благочестивой жизни; «Не отвержи мене от лица Твоего» — этими словами человек просит Бога не лишать его своего покровительства, при этом верующему следует заботиться о том, чтобы быть достойными этой опеки; «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» — именно так поступил Давид: в благодарность за прощение грехов стремился всеми силами обращать к Богу других людей; «Всесожжения не благоволиши» — эти слова означают, что Богу не так нужны жертвы всесожжения: животные, которых закалывали и сжигали на специальных жертвенниках. Для него гораздо ценнее жертва духовная, поверженный грех, то есть когда человек сожалеет и раскаивается в совершенных поступках; «Благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая» — это тоже указание на жертвы, которые в ветхозаветные времена было принято приносить Господу. Среди них были и бескровные жертвы: масло, мука, вино, ладан. Но чаще приносили в жертву животных — обычно это был ягненок (агнец), теленок, бычок и другой домашний скот. При принесении жертвы грех с человека переносился на животное, которое за этот грех убивали. Впоследствии Иисус Христос выступит в роли агнца, то есть примет на себя грехи человечества и умрет ради спасения людей; «Возложат на алтарь Твой тельцы» — псалом 50-й читают, когда желают принести Господу покаяние и умоляют его о спасении. Это тоже упоминание о готовности чем-то пожертвовать ради отпущения грехов.
Русская православная церковь считает, что лучше всего читать псалом на церковнославянском языке, общепринятом языке богослужения. Однако чтение псалма на русском тоже не возбраняется.
Когда псалом 50-й читают в церкви
Этот псалом очень часто читается в храмах во время служб. Христиане верят, что всем людям, так или иначе виновным в самых разных грехах, необходимо произносить его слова как можно чаще.
Священник храма Всех святых на Кулишках, отец Александр в беседе с «Лентой.ру» объясняет, что покаянный псалом чаще других используется в богослужении и входит в состав малого повечерия, полуночницы, третьего часа.
Псалом 50-й очень емко и выразительно демонстрирует состояние раскаявшегося грешника и его чувство смирения. А ведь грешником является любой человек, люди несовершенны и подвержены страстям, безгрешных нет. Поэтому так важно проникнуться всей глубиной смирения и покаяния, которые присущи этому псалму, благодаря чему он имеет столь широкое употребление отец Александр священник
По мнению священника, всем людям следует молить Бога о прощении своих грехов. «Следует понимать, что Бог дарует людям спасение не потому, что они прекрасные и праведные, а исключительно по собственной милости, из любви к человеку», — добавил собеседник «Ленты.ру».
Отец Александр подчеркнул, что только покаяние обязательно должно быть искренним, идти от самого сердца. Известная поговорка «Не согрешишь — не покаешься» искажает весь смысл раскаяния. Неправильно думать, что можно совершать грех перед лицом Бога, а потом достаточно формально поучаствовать в таинстве исповеди, и это все окупит.
«Во-первых, неискреннее, то есть без твердого намерения не совершать подобный грех впредь, покаяние лишено всякого смысла, — продолжает отец Александр. — Во-вторых, покаяние не избавляет от наказания. Ведь и царь Давид, несмотря на полное осознание своего греха и всю глубину раскаяния, был жестоко наказан Господом. Пророк сказал царю: "Итак не отступит меч от дома твоего во веки" — это означает, что в роду Давида вплоть до самого его окончания будут погибать ближайшие родственники».
Действительно, согласно Писанию, зачатый первый ребенок Давида и Вирсавии прожил всего несколько дней. Позже один из сыновей царя от другой женщины восстал на отца и был убит.
Правда, после того как царь женился на Вирсавии, у них родился второй сын — будущий царь Соломон. При нем царство Израиля достигло высшего расцвета, а в наследство мудрый правитель оставил верующим главную святыню иудаизма — Иерусалимский храм.