«ГОРЬКИЙ, СЛОН» в  Музее истории ГУЛАГа.

В основу спектакля легли только реальные воспоминания, статьи, документы. В том числе тексты самого Горького. Задача драматурга — собрать их воедино. Получилось отлично. Как понятно из названия — в основу легла история поездки Алексея Максимовича Горького на Соловки в 1928-м году. В спектакле занято всего трое молодых актеров. Четкого разделения на роли нет. Один из них играет то Горького, то офицера НКВД, остальные — заключенных. Если вы читали «Архипелаг ГУЛАГ» - то ничего принципиально нового о поездке из этого спектакля вы не узнаете. Рассказ идет по вполне канонической версии Александра Солженицына. Но. Главное, чего удалось добиться режиссеру — создать атмосферу. Актеры играют в самой обычной одежде, в туфлях, кроссовках, джинсах. У одного из актеров — серьга в ухе. Но атмосфера — создана. Атмосфера холода, комаров, изнурительного труда, смерти, страха и человеческого достоинства, которое противостоит всем этим бедам. В спектакле несколько динамических сцен, демонстрирующих быт заключенных, условия их работы, и от этих сцен реально в дрожь бросает. Мрачная музыка, шум ветра, звуки летающих комаров... Мрачно. В спектакле показан импровизированный концерт, который давали заключенные сидящему в зале Горькому. Показано просто, но честно, с душой, с драйвом. На полной самоотдаче. Складывается действительно такое ощущение, что я сижу там, и рядом со мной реальный Горький. (Актер, игравший Горького, смотрит концерт вместе со зрителями, из зала) Приятно, что режиссер не стал заниматься морализаторством, не стал никого ни в чем обвинять. Просто перечислил некоторые факты, которые действительно имели место быть. Спектакль начинается с шутки «Горький едет на Соловки. Да, и сколько лет ему дали? Десять?». Под конец мы понимаем, что Горький является точно такой же жертвой, как и заключенные. Да, он пока еще живет в Италии, на Капри. Советская власть высылает ему тысячи долларов на содержание виллы. Но он сознательно отказывается от теплого побережья и возвращается в СССР. Авторы не отвечают на вопрос — почему? Но это понятно без слов. Это, несомненно, один из самых сильных документальных спектаклей сезона. Он не особо рекламируется, но зал был полон. Большая часть зрителей — молодежь. Приятно то, что несмотря на сложную и жестокую тему. Это очень человеческий спектакль. В финале обошлись без пафоса. Просто почтили память погибших на Соловках.

«ГОРЬКИЙ, СЛОН» в  Музее истории ГУЛАГа.
© Ревизор.ru