Радистка Победы. Валентина Баранова в 100 лет танцует вальс, играет на фортепиано и крутит педали велотренажера

Ее поколение война опалила больше всех. Из каждой сотни - выжили трое. Это статистика. А дожить до ста лет с прямой спиной и регулярно заниматься спортом - это уже ее боевой характер.

Радистка Победы. Валентина Баранова в 100 лет танцует вальс, играет на фортепиано и крутит педали велотренажера
© Российская Газета

Фото: Из личного архива

Она освобождала Прагу от фашистов, войну прошла от украинского Старобельска до самого Берлина. Но ни разу не стреляла: "Моим оружием была морзянка, я передавала секретные шифровки", - поясняет Валентина Петровна Баранова.

Спину держать прямо!

- Вы с Дальнего Востока? Тогда завтра обязательно жду в гости. И никаких "неловко", я сама сибирячка, так что вы мне земляк, - сказала как отрезала в телефонную трубку Валентина Петровна.

Центр Гродно, ухоженная "сталинка", на звонок в домофон Валентина Баранова ответила коротким "бегу". Пара минут - и на пороге подъезда стоит женщина. Невысокого роста, на каблучках, с пышной прической.

- Заходите, будем чай пить! - бодро предложила хозяйка.

В квартире на стене висит красивый портрет Валентины Петровны, на нем она похожа на киноактрису. Говорю ей об этом.

- Угадали. Я с детства мечтала быть балериной. Мама всегда мне говорила: "Держи спину прямо, тогда будешь балериной". Я и сейчас в сто лет, когда иду по улице всегда помню, что спина должна быть ровной,- говорит Валентина Петровна Баранова.

Она родилась 8 ноября 1923 года в Минусинске, семилетней выступала перед ранеными красноармейцами в госпитале. С выражением, стоя на табуретке, читала бойцам стихотворение Демьяна Бедного, клеймящего "летунов". Так тогда называли тех, кто часто менял работу.

На фронт по блату

21 июня 1941 года Валя кружила вальс на выпускном вечере в городе Абакане. Счастливые, полные надежд и мечтаний, разошлись по домам утром следующего дня. А после обеда в их город прилетела черная весть: "Началась война".

Через три дня их класс в полном составе пришел в военкомат с единственной просьбой: призовите на фронт, бить ненавистного врага.

- Военком посмотрел на нас, девочек, и глухо сказал: "Без вас большевики обойдутся", а мальчишкам велел ждать повестки, - вспоминает Валентина Петровна.

В 1937 году ее отца-бухгалтера оговорили в несуществующей растрате. Год морили в тюрьме, потом отпустили. На радостях родители накрыли стол, пришли гости, шумно отмечали свершившуюся справедливость.

Отец Валентина Петровны, вспоминая пережитой ад, обронил за столом, что обязательно напишет товарищу Сталину и расскажет ему всю правду.

Через несколько дней его снова арестовали и больше живым уже не видели.

С клеймом "дочь врага народа" на фронт не брали. Валентина долго оббивала пороги военкомата, убеждала, доказывала. Помогла подруга, работавшая в обкоме комсомола.

"Можно сказать, что я на войну попала по блату", - улыбается фронтовичка.

Валентина Петровна от рождения имеет абсолютный слух и звонкое колоратурное сопрано.

Алябьевского "Соловья" лучше ее в школе никто не пел. На призывном пункте это оценили и отправили ее на курсы телеграфисток.

Дыхание Сталинграда

В конце 1942 года она вместе с одноклассницей попала в 63 батальон связи 34-го гвардейского стрелкового корпуса.

- Телеграф был сердцем войны. Мы принимали сообщения из Сталинграда. Слушали его дыхание, - замечает моя собеседница.

Однажды она, не помня себя от напряжения, передала длиннющую, полную секретов шифровку. Ее диктовал взмокший от волнения генерал. Рука телеграфистки не дрогнула ни разу.

После этого генерал обессиленно сел на стул, стер со лба пот и жестко сказал своему адъютанту: "Девушку представить к награде". Так на ее гимнастерке появился орден Красной Звезды.

Телеграфистка Сычева (девичья фамилия Валентины Петровны) все годы войны на плече носила карабин. Но не сделала из него ни одного выстрела. Так вышло.

- Я стреляла морзянкой, и точно в цель, - улыбается она.

После окончания войны окончила Вологодский сельскохозяйственный институт, получила диплом зоотехника. Там встретила свою судьбу - с фронтовиком Николаем Барановым они учились на одном курсе.

В 1955 году молодых зоотехников отправили в белорусский Гродно, тамошнему сельхозинституту нужны были кадры.

Николай Николаевич через несколько лет стал деканом зоофака, а страна начала бороться с так называемой семейственностью.

Валентина Петровна вынуждена была уволиться из института, и в тридцать два года, имея троих детей, поступить в музыкальное училище.

- Я была совсем маленькая, мама оставляла коляску со мной на улице на попечение пятилетнего брата, а сама играла на фортепиано в училище, - вспоминает дочь Наталья.

Студентка Баранова все годы учебы вставала в четыре утра, готовила еду для семьи, стирала пеленки и играла гаммы и этюды.

Закончив учебу, Валентина Петровна тридцать пять лет преподавала игру на фортепиано в родном училище.

"У меня ничего не болит…"

Она живет в Гродно без малого семьдесят лет. Говорит, что лучше города на свете не знает.

- Живу в редкой красоте. Между двумя костелами, город наш просто замечательный, каштаны высотой с пятиэтажный дом. Где вы еще такое увидите? - улыбается Валентина Петровна.

Напротив ее окон растет береза, которую полвека назад она посадила вместе с мужем. Дерево, словно помня две пары рук, давших ему жизнь, разветвляется на два ствола.

Фронтовая радистка очень любит березку, иногда вечерами ходит к ней, разговаривает с белоствольной.

Фото: Александр Ярошенко

Минувшим летом в их доме меняли коммуникации, и по плану, утвержденному строителями, новые трубы должны были пройти как раз под деревом.

Строители, узнав историю, почесали затылки и приняли решение: березу сохранить!

- Мать, ваше деревце не тронем, - сказали ей проектировщики.

Она не знала, как их благодарить! Лишь всплеснула руками и тихо сказала: "Мальчики, спасибо".

У Валентины Петровны есть неписаное правило: получил внимания на копейку, отблагодари на рубль.

Никто из ее дома не уходит, не отведав фирменных рогаликов. Я на Дальний Восток привез целый пакет вкусной сдобы. Взяла с меня слово, что перед поездом в Москву обязательно зайду за стряпней. Не посмел ослушаться столетнего кондитера.

Свой вековой юбилей Валентина Баранова встретила в черном платье в пол, с прической и ажурной накидкой на плечах. В зал городского дворца вошла на шпильках, держа под локоть двух высоких курсантов.

Зал встал и утопил ее в овациях. Президент Беларуси прислал имениннице большой букет цветов.

- Я вообще о возрасте не думаю. У меня, конечно, были разные болячки, но все они прошли. А сейчас у меня ничего не болит! - хохочет Валентина Петровна.

Несколько раз в неделю она крутит педали велотренажера, повторяя вековую аксиому: "Движение - это жизнь".

Спать ложится за полночь, перед сном обязательно читает газеты и разгадывает кроссворды.

Очень любит "тихую охоту". Она знает самые грибные места в окрестностях Гродно. Каждый год ее уговаривают отдохнуть в санатории. Не устояла перед напором в прошлом году, съездила на две недели с дочкой в одну из здравниц.

"Мне там скучно, вот в лесу гулять могу часами", - машет рукой Валентина Баранова.

Кстати, в том санатории за соседним столом обедала супружеская пара из Литвы. Узнав, что рядом с ними сидит участница Второй мировой войны, они каждый день дарили ей подарки. Блокнот, авторучку, домашний термометр и прочую приятную мелочь. Засыпали комплиментами и словами благодарности.

- Мама была смущена, но ей было приятно это внимание. Она всегда мне говорит: "Наташка, хороших людей больше!",- улыбается дочь ветерана Наталья Николаевна.

Прощаясь, я спросил Валентину Петровну, чего бы ей хотелось в сто лет.

- Мира! - не задумываясь, ответила она.

Справка "РГ"

Валентина Петровна Баранова Победу 1945 года встретила в звании сержанта. Награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями "За освобождение Праги", "За боевые заслуги". В 2023 году указом президента Беларуси удостоена ордена Почета.