Казимир Малевич — открыватель пустоты

Неизвестно, вошел бы в историю искусства скромный чертежник из Курска, получи он классическое художественное образование. Очень хотелось, да не вышло: Малевич трижды поступал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — и трижды был отвергнут. Но это ничуть не поколебало его веры в себя. Тем более что в те годы академическая выучка сильно упала в цене. Зачем художнику копировать натуру, если фотография в десять раз достовернее и в сто раз дешевле? Даешь новаторское преображение действительности! Малевич начал с подражания импрессионистам, вскоре перешел к символизму, затем к кубофутуризму. В конце концов он выработал собственный стиль, назвав его супрематизмом. Художник объявил, что круг, квадрат, прямоугольник и прямая линия (привет от бывшего чертежника!) — первооснова всех форм. А значит, только они и достойны живописания. «Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни академического искусства», — объяснил он свою творческую эволюцию. Сыграла роль и откровенная ставка на эпатаж. На футуристической выставке «Квадрат» повесили в «красном углу», как икону в русской избе. Молитесь художественной зауми — новой богине искусства!

Казимир Малевич — открыватель пустоты
© Вечерняя Москва

Искусствоведы молятся ей до сих пор. Вы только взгляните, просят они, на «Зеленую полосу» последовательницы Малевича Ольги Розановой! Как много в этой полосе заключено всякого разного. А Марк Ротко, американский абстракционист с русскими корнями, чья выставка проходит сейчас в Париже! Его разноцветные прямоугольники выражают весь спектр человеческих эмоций — от смеха до слез. Сомневаетесь? Вот вам сугубо материальное доказательство торжества абстракционизма: несколько лет назад «Супрематическая композиция» Малевича ушла на аукционе за 85 миллионов долларов.

Говорят, что своим «Черным квадратом» он убил живопись. Конечно же, нет. Погружаясь в бездну беспредметности и бессодержательности, Малевич всего лишь коснулся дна, от которого оттолкнулись уже другие художники. В современном искусстве много невыразительного, странного, заумного. И все же мысль, как правило, присутствует. Ведь только она одна и способна пронзить зрителя. Когда-то Малевич, открыв портал в пустоту, призывал ниспровергать старое искусство и жечь Рафаэля. А теперь сам стал музейным экспонатом.