Российские древности: Ризоположенский монастырь в Суздале и его собор

Через старую часть Суздаля проходит главная улица, которая по советской традиции все еще называется улицей Ленина. На этой улице находится несколько интереснейших памятников — и два монастыря. Можно даже сказать, два с половиной. Один — большой, с многими древними памятниками и мощными стенами и башнями, Спасо-Евфимиев монастырь, о нем наш рассказ позже. А сегодня мы приедем и даже, возможно, остановимся в одном из немногих достоверно основанных еще в домонгольское время монастырей России — Ризоположенском женском монастыре. А заодно поговорим и о почти исчезнувшем Троицком монастыре, располагавшемся по соседству. Как мы уже говорили, в этом монастыре можно даже пожить: там действует гостиница «Ризоположенская». Давайте до того, как перейдем к рассказу о монастырях, поговорим о посвящении нашего главного героя. Что это за праздник такой — Ризоположение?Ну, для начала вспомним, что «риза» — это устаревший синоним слова «одежда», сейчас использующийся в основном в церковном обиходе. Конечно же, когда мы говорим про Ризоположение, речь тут не идет о том случае, когда кто-то напился до положения риз, хотя корни этого выражения, означающего крайнюю степень опьянения, тоже идут из Библии — помните, когда Ной напился, разделся догола и лег спать (а сын его Хам настолько охамел, что наябедничал об этом двум другим братьям). Речь об ином.Деталь иконы «Положение ризы Богоматери, с избранными святыми на полях»Правильное название праздника — Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. То есть помещение некоего одеяния Богоматери, бывшего на ней в момент Успения, в церкви Божией Матери на берегу Влахернского залива. По легенде, это одеяние бесстыдно украли у законной владелицы два брата-византийца, Галвин и Кандид, совершавшие в царствование императора Льва (457–474 гг.) паломничество в Палестину. Когда они остановились в Назарете у одной женщины-еврейки, увидели у нее комнату с множеством свечей и курящимся фимиамом. Женщина рассказала, в чем дело. Ее слова передает «Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахерне»:«Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при Ее погребении находилась одна из моих прародительниц — вдовица; ей по завещанию самой Пречистой Богородицы была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла ее у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство свое».Предприимчивые братья, переночевав рядом с ризой ночью, обмерили ковчег, в Иерусалиме сделали копию его и покрова на него, а на обратном пути подменили реликвию и увезли с собой в Константинополь — чтобы хранить в личной, домовой церкви. Но Риза начала творить чудеса — пришлось доложить императору и отдать ценность, для которой выстроили отдельный храм. День помещения этого одеяния в храм и почитается как праздник Ризоположения.Ризоположенский соборНо вернемся в Суздаль.Монастырь был основан в 1207 году суздальским епископом Иоанном, духовником князя Всеволода Большое Гнездо, позже канонизированного в чине преподобного. Обитель была расположена вне стен суздальского кремля: «В Суждале на посаде, идучи от острожной осыпи к Спасскому монастырю большею улицею на леве монастыръ преподобные княжны Евфросинии Суждальские».Иоанн Ростовский уходит в монастырь. Миниатюра Лицевого сводаБолее позднее Житие самой известной насельницы этого монастыря, преподобной Евфросиньи Суздальской, сообщает, что монастырь стоял прямо под городской стеной: «В преименитом граде Суждале монастырь во имя Пресвятыя Богородицы честные и славныя Ея ризы положение иже в Лахерне бе под стеною градною» (отметим тут детальное описание посвящение монастыря с указанием Влахерны).Так или иначе, монастырь стал одним из немногих достоверно основанных до монгольского нашествия: расцвет и экспансия монашества на Руси начнется в XIV–XV веках, с Сергия Радонежского.Евфросиния Суздальская изгоняет крестным знамением искушающих ее бесов. Миниатюра из жития XVII векаНесколько слов нужно, конечно, сказать и о самой Евфросинье, жившей в XIII веке. В миру Евфросинью звали Феодулией — и это, безусловно, княжеское имя: ее родителями был Михаил Черниговский, князь, замученный в Орде, и дочь Романа Мстиславича Галицкого. Феодулию ждала обычная судьба княжеской дочери — династический брак. Был выбран и будущий муж: брат Александра Невского, Федор Ярославич, но увы — в 1233 году в тринадцатилетнем возрасте мальчик, не став мужем, умер прямо незадолго перед свадьбой (предание говорит, прям прямо на свадебном пиру, но это, судя по всему, не так). А Феодулия приняла в Суздале постриг в Ризоположенском монастыре, устав которого позволял брать в сестры именно девиц, и быстро стала его настоятельницей. Есть красивое предание, как матушка Евфросинья спасла обитель от разорения татарами:Собор монастыря. Вид с юго-востока«В 1238 году татары в очередной раз пошли на Русь. Они дошли до Суздаля, вся дружина пала в неравном бою. Татары разорили и сожгли Суздаль, одних жителей убили, других увели в рабство… И лишь Ризоположенский монастырь остался совершенно нетронутым, хотя некому было его защищать. Известно, что Евфросиния Суздальская вместе с другими сестрами стала усердно молиться Христу и Божией Матери. И по их молитве на татарское войско опустилось темное облако, а над монастырем засиял яркий ослепляющий свет, в котором был четко виден парящий в небе крест. Страх охватил татарских воинов, их кони храпели и пятились назад. Никто из врагов не осмелился приблизиться к обители. Как повествует предание, татарские воины сообщили об этом хану Батыю, и тот попытался с холма разглядеть монастырь, но темное облако спустилось на обитель, и хан ничего не увидел. Батый приказал больше не пытаться овладеть монастырем и увел свои войска».Что мы точно можем сказать, это то, что именно по инициативе будущей святой, почившей около 1250 года, рядом с Ризоположенской женской обителью, принимавшей только девиц, основали Троицкий монастырь для «мужатых жен» — «вдовью обитель». Некоторые постройки монастыря дошли и до наших дней. Почитание святой Евфросиньи началось в XVI веке и, как полагают, около 1570-1580 года она была канонизирована.Собор. Вид с запада.Именно с почитанием суздальской святой связывают начало каменного строительства в монастыре. От первого этапа до нас дошел очень красивый трехглавый Ризоположенский собор.Вот как его описывает известный исследователь архитектуры Владимир Седов:«Собор сложен из кирпича и представляет собой бесстолпный трехапсидный храм средних размеров (12 х 12,5 м-длина без апсид). Храм имеет обходящий цоколь с верхним массивным валом. Фасады расчленены на приблизительно равные прясла узкими лопатками. Пояс кокошников в верхней части четверика отрезан от поля стены трехчастным антаблементом с развитым архитравом и ступенчатым карнизом. Во фризе — пояс пятиугольных двухуступчатых ниш.Антаблемент раскрепован на лопатках, в "импосты" раскреповок также помещены пятиугольные ниши. В средних пряслах на западном, северном и южном фасадах расположены перспективные порталы с перемежающимися колонками с дыньками и прямоугольными выступами — с общими капителями. Перспективные архивольты порталов имеют приплюснутую арочную форму без подвышений. В северном портале вместо капителей вставлены белокаменные блоки с фигурами зверей, похожих на львов.Арочные окна в арочных же нишах с "лобиком", (частично восстановлены во время реставрации) расположены в два света: одно во втором свете на западном фасаде, на боковых фасадах по два окна во втором свете в центральных и восточных пряслах, кроме того, на южном фасаде в первом свете — окно в восточном прясле. По одному окну размещено в трех приблизительно равно выступающих апсидах, имеющих одинаковую высоту и как бы вдающихся в тело четверика храма. На самом деле, над завершающим апсиды антаблементом с поясом ниш, переходящим на плоскость боковых фасадов, поставлены короткие лопатки, раскрепованные в уровне пояса четверика. Таким образом выделяется короткое четвертое прясло над боковыми и частями апсид. Основания третьей (восточной) и четвертой (дополнительной) закомар на боковых фасадах не совпадают с лопатками. Апсиды разделены полукруглыми колонками с охватывающими кольцами. Очертания самих закомар (пониженные килевидные) ступенчатого профиля были докомпонованы во время реставрации: кровля XVIII-XIX вв. была четырехскатной и первоначальные закомары во время переделки покрытия были срублены. По три закомары было на узких западном и восточном фасадах, по четыре — на длинных боковых.Вид с востокаСобор завершают три круглых световых барабана: над центром четверика — более высокий и два малых — по сторонам, над четвертым, восточным пряслом над апсидами. В каждом барабане прорезано по четыре узких высоких щелевидных окна в прямоугольной нише. Декорация всех барабанов схожа: над окнами проходит вал с полкой, выше расположен своеобразный «фриз» из двойных, с висячим промежутком, килевидных нишек».Датировка храма активно обсуждается в научной литературе. Одни исследователи относят храм к 1570-1580 годам, другие — 1530-е годы, опираясь на то, что в Северо-Восточной Руси нет других трехглавых храмов после 1540-х годов и даже называя заказчика: это приближенный Василия III, Иван Шигона-Поджогин, причастный к пострижению Соломонии Сабуровой (ее постригли в Москве, а затем перевели в Покровский монастырь в Суздале).У памятника есть и аналоги, в первую — в новгородской архитектуре (пять храмов, среди которых церковь Успения в Колмове, Троицкий собор Клопского монастыря, собор Введенского Тихвинского монастыря).Храм в процессе реставрацииВладимир Седов датирует храм 1570-1582 годам, связывая его с двумя важными событиями: разгромом Новгорода Иваном Грозным, после которого строительная жизнь переместилась на периферию, и канонизация Евфросиньи.Святые ворота на дореволюционной фотографииXVII век дал нам еще несколько памятников, часть из которых дошла до наших дней. Под руководством трех известных суздальских зодчих Андрея Шмакова, Ивана Мамина и Ивана Грязнова строятся удивительные двушатровые Святые врата монастыря (1688 год), с двумя проездными арками разной величины, большая из которых имеет почти правильную полуциркульную форму, а меньшая отделана рустом. Два шатра поставлены на почти незаметные восьмерики с небольшими оконцами. Ворота украшены каменной резьбой и ширинками с изразцами.Святые врата, ограда и колокольняРядом, в Троицком монастыре был выстроен каменный Троицкий собор с необычной для суздальского зодчества колокольней, необычно примыкающей к юго-западному углу пятиглавого храма, окруженного гульбищем — жемчужина архитектуры, увы, взорванная в 1930-е годы. Сам же Троицкий монастырь был упразднен в XVIII веке, а его постройки вошли в состав Ризоположенского монастыря. Сейчас от зданий Троцкого монастыря остались только его Святые врата конца XVII века.Вид на Троицкий и Ризоположенский монастыриСобор Троицкого монастыряСобор Троицкого монастыряСвятые ворота Троицкого монастыряПро эти памятники мы напишем отдельные тексты. Среди более новых построек отметим самую высокую постройку Суздаля, Преподобенскую 72-метровую колокольню, выстроенную в 1813-1819 годах якобы в честь победы в Отечественной войне и руины Сретенской трапезной, построенной в 1882 году, от которой остались только стены.Руины Сретенской трапезной

Российские древности: Ризоположенский монастырь в Суздале и его собор
© InScience