"В каждом доме, друг, есть окно такое…"
Обращение художественного руководителя театра Татьяны Казаковой, думается, продиктовано качеством, без которого нет режиссёра – чуткостью к голосу человеческой души. Колесо Истории сделало очередной оборот, и оказалось, что стать взрослым, научиться отвечать за свои поступки стало гораздо труднее, чем еще каких-нибудь десять-пятнадцать лет назад. И к такой перемене, как выяснилось, не готовы ни "отцы", ни "дети". Причем и те, и другие не имеют представления о том, куда идти за ответом на сакраментальный вопрос "что делать?". Казакова предлагает – в театр. Но есть еще одна причина, по которой история полувековой давности волнует сегодняшнего зрителя, возможно, даже сильнее, чем современников драматурга. В любом веке, на любой стадии прогресса главное (а может, и единственное) желание человека – быть любимым. Татьяна Казакова и поставила спектакль о любви: ее ищут и жаждут все обитатели старого дома; одни находят, другие теряют. Шахматист-медалист Олег (Александр Матвеев) с чисто мужским прагматизмом легко разделяет любовь на возвышенную и земную. Они у него не пересекаются, каждая существует в своей реальности, не противореча друг другу. Свою сверстницу Сашу (Дария Лятецкая) он видит женой и матерью своих детей, а к Юлии Михайловне (Алиса Кондратьева), женщине вдвое старше, яркой и слегка "иномирной", его неудержимо тянет. Любовь к Саше он хранит долгие годы, но единожды предавшему веры не будет. Юная Саша мечтает вырваться из семейного ада с забитой матерью и тираном-отцом. Она даже не замечает, что одновременно желает двух несовместимых вещей – стать актрисой ("я живу во всех временах, я могу понять каждого!") и создать семью, в которой, как мечтается Олегу, будет четверо детей. Она, как многие в этом возрасте, хочет верить, что ее избранник всегда будет достоин любви. А потому измена Олега исковеркает ее жизнь на годы вперед. Ее "соперница" Юлия тоже мечтает о любви. Она многое пережила, многое утратила ("столько времени потеряла, только сейчас своим делом занялась!"), но надежда, замешанная на отчаянии, еще теплится, а Олег для нее только возможность вспомнить, что она – живая женщина. В семье Олега любовь иссякла, ушла, как родник под землю. Таисия Петровна (Наталья Ткаченко), отдав Павлу Ивановичу (Андрей Толшин) лучшие годы, видит в нем только надежного спутника жизни – друга, но не мужчину. Ее любовь, страстная, всепоглощающая, давным-давно сосредоточилась на сыне. Но сын вырос и вылетел из гнезда, а вскоре его покинул и муж, которого в старом доме больше ничего не держало. Он уйдет к другой женщине, существовавшей в другой реальности, а она будет ждать нового чувства больше десяти лет. У Сашиных родителей любовь и вовсе приняла какую-то изломанную форму: Максим Ферапонтович (Сергей Кузнецов) топит горе в стакане, обвиняя в неудачах всех вокруг – от жены до начальства, и держит в ежовых рукавицах своих домашних, окриком и кулаком требуя от них любви и уважения. А Зинаида Семеновна (Ирина Цветкова) запуганная до полусмерти, живет по принципу "бьет, значит, любит". И только когда супруга хватил удар, она вырвалась на свободу, в тщетном стремлении нагнать упущенное. Есть в старом доме и свое чудовище – Петр Кузьмич Рязаев (Юрий Лазарев). Подслушивать-подсматривать-нашептывать, призывать к ответу за разврат, искоренять "пороки", блюсти нравственность – ему до всего и до всех есть дело. Очень легко увидеть в нем банального стукача, закаленного кровавыми тридцатыми. На самом деле все сложнее – дядя Петя тоже хочет, чтобы его любили (я же все для людей, а ни одна собака спасибо не скажет). Он готов требовать этого даже от тех, кого, как Олега (бесхребетный гроссмейстер выдавит из себя просимое "я люблю вас, дядя Петя"), заставил страдать. И когда постылая жена, наконец, сходит в могилу, он, оставив чужую нравственность в покое, всю нерастраченную силу тратит на "хорошую женщину", которая сумела что-то в нем разглядеть. Находит свою любовь и дочка Рязаева Оленька (Виктория Криулина) – умница-дурнушка, на которую время от времени накатывают "припадки", никак не может поверить в то, что для того, кто с ней рядом, она самая прекрасная девушка на свете. Окна старого дома (сценография Александра Орлова), парящие между небом и землей, вспыхивают и гаснут, как маяки во мраке ночи. За ними течет обычная жизнь – люди едят, пьют, носят свои пиджаки, а в это время решается их судьба. Ну как не согласиться с Антоном Павловичем! Мы и приходим в театр за тем, чтобы увидеть самих себя со стороны, вглядевшись в персонажей хорошей пьесы. Мы идем сопереживать и сочувствовать, ужасаться и удивляться, смеяться и плакать. Так было, так есть и так будет. До тех пор, пока на свете существует настоящий театр.