Телеоператор и фотограф Дмитрий Ходаковский: «Фотографии я отдаю все, а она мне отдает сторицей»
В творческой биографии Дмитрия Ходаковского – не один десяток документальных фильмов, специальных репортажей и видеосюжетов. Они брали награды на всероссийских конкурсах и завоевывали любовь телезрителей. Полжизни он работает на телеканале «МИР». Но, кроме телевизионного контента, Дмитрий Анатольевич – автор пяти персональных фотовыставок и соавтор нескольких международных. В его объективе – рабочие будни и завораживающие фото природы. О фотографии, телевидении, современных технологиях и будущем в VR – в интервью Дмитрия Ходаковского для MIR24.TV.
Дмитрий, в начале нашего разговора хотелось бы прояснить один важный момент. В телерадиокомпании «Мир» вы занимаете должность главного оператора т.е., по сути, отвечаете за то, что мы видим на телеэкране. А как случилось так, что вы начали заниматься фотографией?
– Заниматься фотографией я начал абсолютно случайно. Впервые – где-то с шести лет: как все дети – за папой повторял. Потом это все благополучно забыл. Но в жизни случилось так, что я решил прийти на телевидение. А когда пришел, понял, что мне не хватает знаний, и я принял решение поступать во ВГИК.
Во ВГИКе оценивают не по работам, которые сняты на видео, а именно по фотографии. Поэтому к фотографии, более-менее профессиональной, я пришел не то, что случайно, а вынужденно: я должен был предоставить свое портфолио для поступления.
Я приехал со своими видеоработами и мне казалось, что я был уже великолепной оператор. Но опоздал на прием… и все равно поймал мастеров и попросил посмотреть. А они мне: «А ваши фотография, где фотографии?». И тут я понял, что, в принципе, без фотографии туда поступить невозможно, потому что фотография важна для любого оператора: умение чувствовать композицию, баланс теней, свет – это очень важно. В итоге, подготовив свое портфолио, у меня появилась парадоксальная проблема – приемная комиссия не поверила, что это мои фотоработы. И мне пришлось доказывать. Потом мои фотографии стали показывать студентам – как пособие к правильным фотоснимкам.
Должен ли профессиональный телеоператор уметь фотографировать?
– Профессиональному оператору, который занимается именно видеосъемкой на телевидении, фотография просто необходима, и она сильно помогает в жизни. Если хочешь быть настоящим профессионалом, фотографировать нужно обязательно.
Сейчас, в связи с развитием техники, чтобы стать хорошим оператором в принципе достаточно иметь насмотренность. Картинка может быть хорошей, поскольку это сделал не человек, а современная камера. Парадоксально то, что сейчас снимают все на фотоаппараты. У молодых операторов часто можно видеть именно ошибки, где не хватает знаний в фотографии. Условно отсутствует баланс освещенности, любимое всеми золотое сечение, равновесие (что светлее, что темнее)... И это сложнее дается операторам, которые не прошли школу фотографии. Именно поэтому в вузах, таких как ВГИК, и я думаю, что во всех киношколах учат основам фотографии.
Еще лет 10 назад примерно, чтобы сделать хороший снимок нужно было иметь дорогой фотоаппарат и объектив. А сегодня, по сути, для большинства из нас достаточно хорошего смартфона, на который можно снять видео и сфотографировать. Действительно ли это так или его достаточно только на бытовом уровне?
– Если делать именно качественные профессиональные фотографии – ничего не поменялось: нужно очень дорогое оборудование, объективы, свет. Но, фотоаппарат, оптика, штатив, сумка – очень тяжелый комплект. И иногда не берешь их с собой просто потому, что не каждый день ходишь с оборудованием. Соответственно очень много событий и моментов проходят мимо. Качество смартфонов сильно приблизилось к тому, чтобы делать не менее профессиональные фотоснимки.
90% моих фотографий сделаны во время видеосъемки, в поездках или просто проходя мимо. Я не беру фотоаппарат, я беру с собой телефон, который делает отличные снимки.
Если не нужна деталь какая-то и длинная выдержка, к примеру, для съемки ночного неба, то в принципе, смартфон делает отличные снимки. И сейчас для большинства людей фотоаппараты не нужны, можно снимать на телефон.
У вас потрясающие снимки природы. В этом жанре вы больше фотограф, что называется «Я всегда беру с собой смартфон или видеокамеру», чтобы в любое время что-то где-то сфотографировать, увидев это случайным образом? Или, как говорил Шарик из Простоквашино, занимаетесь «фотоохотой» и специально отправляетесь в путь, чтобы найти тот самый кадр?
– В связи с тем, что мне не хватает времени, я «фотоохотой» не занимаюсь. Недавно я съездил в Мурманск. Долго ждал эту поездку, чтобы снять северное сияние, но так получилось, что за неделю до этого я отдал свой фотоаппарат... Вот и моя поездка, казалось бы, превратилась в абсолютно бесполезную историю, потому что я хотел сделать именно профессиональные снимки.
Но, зато, у меня появилась возможность испытать новый смартфон. И я поехал с другими профессионалами с большими фотоаппаратами, но с телефоном – просто поснимать для себя, для удовольствия. По итогу получил пару кадров, которые мне понравились. Поэтому в основном все мои снимки – не «фотоохота» и, если у меня есть смартфон, то я пользуюсь им в полной мере.
А если как турист куда-то, фотоаппарат берете?
– Нет. Сейчас смартфона достаточно – при условии, что появился софт, который многое позволяет делать прямо в нем. Поэтому в моей ситуации я вообще не вижу для чего нужен фотоаппарат. За исключением, конечно, длинной выдержки и случаев, о которых я говорил выше.
Фото на пленку?
– Когда я поступал во ВГИК было два основных момента, которые нельзя было обойти никак. Первый – обязательная съемка на пленку. Второй – диплом разрешали уже снять на видео, потому что это сложно, а курсовые работы – это обязательно пленка. Для чего это нужно? Чтобы понять, как ты можешь работать.
Конечно, были особо предприимчивые студенты, которые просто копировали настройки экспозиции, выставленные на цифровой камере на пленочную, пропуская азы фотографии – я считаю это неправильно.
Это должно быть в голове, ты должен знать, как это делать на подсознательном уровне – точно также, как ты дышишь.
Вот сейчас, к сожалению, пленка везде ушла, и все вузы тоже перестроились на то, что уже принимают цифровые фотографии. А цифровая фотография – это как нейросети, потому что современные фотоаппараты и телефоны за тебя уже все технически продумали.
Однажды один знакомый парень купил себе дорогой фотоаппарат. Это была весна, светило солнце. И он пытался снять природу, но получалось плохо – пересвет. Мимо проходила его жена и сделала фото на своей смартфон. И у нее все отлично! Потому что телефон исправляет все ошибки, которые он допускал на своей дорогой фотокамере. У него не было образования, и он не знал, как с этим справиться.
Кстати, о нейросетях. Если поговорить о них, как о технологии, которая уже сейчас позволяет генерировать качественные изображения. Может так случиться, что нейросети в этом плане смогут заменить фотографа?
– Стопроцентно. Я открою секрет: как раз для нашего нового сайта мы недавно делали фотографии руководителей и ведущих. Так сложилось, что у меня не было на это времени. В итоге – я пришел не в костюме: надел пиджак и даже рубашку не заправил. Мне потом присылают фотографию: я стою в костюме, у меня брюки и туфли. И это вообще не отличить! Однако, я думаю, что это другое направление все-таки. Пока большинство таких изображений не совсем реалистичные… Но за нейросетями будущее.
Вернемся к настоящим фотографиям. Есть кинокритики, театральные критики… Как вы относитесь к критике в свой адрес, как фотографа?
– Критиков очень много, поскольку я люблю яркие изображения, чтобы мир выглядел ярко. Я не занимаюсь специально перенасыщенностью – я вижу фотографию такой, как вижу. И, если возможно, я ее дорабатываю, но только до того момента, как я ее вижу. Многие говорят мне, что хорошие фотографии, отличные фотографии, а кто-то говорит, что там фильтры какие-то. Кстати, фильтров там нет в принципе.
Я отношусь к критике спокойно, потому что каждый видит так, как он это видит, пропускает через себя. Когда я смотрю другие фотографии, мне тоже не всегда нравится – поскольку я вижу по-другому.
Но любая оценка от каждого человека на мои фотографии для меня важна. А если это оценка профессионала, для меня она важна в три, в четыре раза. Я очень благодарен, если мне это говорят.
Ваш коллега из Беларуси Игорь Бышнев, который делает программу «Все для людей» на телеканале «МИР», буквально на днях издал книгу со своими фотографиями природы. Вас такая идея не посещала?
– Во-первых, я очень преклоняюсь перед Игорем, и всегда мечтал поработать у него. Посмотрите, как он работает – он работает исключительно. И если так получится, если он согласится на какое-то время, я готов просто носить ему сумки или штатив, чтобы посмотреть, как он работает.
Во-вторых, я не хочу издавать альбомы. Я фотографирую для себя, потому что обычно у меня именно в этот момент есть желание это сделать. И я оставляю снимок у себя, больше мне ничего не нужно. Когда я выходил на фотовыставки, я печатал какие-то работы, они продавались, где-то и кому-то я просто дарил, отдавал в дар музею. Делать книги на сегодняшнем этапе – не мое.
Сейчас мне действительно нравится природа и я фотографирую то, что мне нравится. Фотографии я отдаю все, а она мне отдает сторицей.
Вернемся к телевидению. В некотором смысле вы – человек уникальный, потому что бываете не только за кадром, как телеоператор или фотограф. Телезрители знают вас еще и как корреспондента, соведущего. Последние проекты – специальные репортажи с поездкой из Москвы в Минск на электрокаре и тест-драйв новой трассы «Москва-Казань». Они могут дать фору любому трэвел-шоу. Будет ли продолжение?
– Будет. Мы еще хотим поехать на машине в Мурманск – на северное сияние. А вообще хочу продолжить трэвел-тематику и меня сейчас больше привлекают истории с палатками – поехать, отдохнуть и как-то выжить... Выжить с комфортом, потому что сейчас множество современных технологий позволяют это сделать. Взять солнечные панели с собой, проектор. В хорошей палатке поспать, приготовить вкусный ужин на костре и посмотреть, какой-нибудь фильм или телеканал «МИР». Сейчас это все возможно. И это все рядом здесь – на машине сел и поехал.
Кстати, все эти проекты, особенно поездка в Беларусь, на 90% сняты на смартфон.
Как раз следующий вопрос – про использование смартфонов в телепроизводстве…
– Сейчас смартфоны делают изображение, гораздо лучше, чем многие видеокамеры. Опять же – по той причине, что они очень много прощают оператору, особенно непрофессиональному. Правда у смартфонов пока еще есть ограничение – они не могут качественно снимать в темноте. Но последние модели могут уже работать с профессиональными телевизионными кодеками, которые позволяют делать сумасшедшую цветокоррекцию, и вы вообще не поймете на что это снято. Уже есть профессиональный звук, профессиональные тайм-коды... И это все лежит в кармане – не нужно нести сумку с объективами.
Можешь снять на смартфон профессиональный материал, все это смонтировать, отправить в эфир и выложить в Интернет. Это не будущее, это уже настоящее.
Опять же еще лет, наверное, пять назад режиссер видеомонтажа или видеоинженер – был незаменимым человеком, который отвечал за готовую картинку, которую мы видим в эфире. Может ли сейчас, условно говоря, корреспондент, который поехал на съемку, сам смонтировать свой материал, используя только смартфон?
– Если в командировочных, или как мы это называем – в полевых условиях, то это вообще абсолютно нормальная история. Но хороший монтажер, как и хороший оператор или хороший корреспондент, также как и отличный режиссер, если мы говорим о каких-то топовых историях, – они остаются.
А корреспондент, выезжая каждый день на съемку, может сам снять, сам смонтировать и сам отправить свой сюжет. По сути, ему не сильно нужен оператор и не сильно нужен монтажер. И если у него есть навык, то никто не заметит, что он делает это все один. Это уже стало нормой жизни.
Уже давно можно в прямой эфир выходить со смартфонов. И телеканал «МИР» это использует.
Плюс смартфона еще и в том, что он легкий, маленький. И получается, что у телефона даже эстетика кадров совершенно другая, потому что вы легко можете изменить привычный ракурс, который снимаете обычно с фотоаппаратом.
Мы уже несколько раз вспоминали то, что было 10 лет назад, 5 лет назад. А как вы видите развитие телевидения, фотографии еще через 10 лет?
– Фотография будет ярче, красивее, объемнее. Сейчас, в связи с появлением VR-шлемов, наверное, индустрия будет идти в трехмерность. Фотография будет уходить в дополненную реальность. И, конечно, увеличится четкость изображения и качество. Скорее всего, фотографии и нейросети будут объединяться.
А телевидение через 10 лет тоже уйдет в VR. Потому что для человека важно зрелище. Кто первый встанет на этот путь, чтобы обычному человеку было интереснее и привлекательнее смотреть, тот будет на коне.
Будущее за VR-технологиями. И телевидение туда уйдет, и фотография.
А как же 4K, 8K? Они до сих пор не получили достаточно широкого распространения. Может быть, мы перескочим эти этапы, как было с 3D? Он же исчез...
– Но вот сейчас, в связи с VR, мне кажется, он опять будет возвращаться. Уже можно посмотреть кино, как у себя в комнате, так и, к примеру, на Луне – VR добавляет окружение. Смотришь видео и тебя вообще ничего не отвлекает.
По поводу 4K или 8K… Телеканал «МИР» уже в ближайшем будущем перейдет на 4K. Я думаю, мы станем первыми среди федеральных телеканалов вещать в 4K.
Но проблема в том, что рынок телевизоров, которые поддерживают 4K, достаточно дорогой. И еще телезритель не успевает. Мы же телевизоры покупаем не на один год и не на два. Мы очень долго переходили на HD. А для того, чтобы увидеть полноценный 4K нужны другие телевизоры – с хорошими экранами. Вот поэтому я считаю, что не пойдут они массово дальше 8K. Я думаю, что скоро все будет на VR.
2 марта в Москве состоится один из самых масштабных в России форумов природной фотографии – Nature Photo Talks. Потрясающие кадры на огромном экране, захватывающие рассказы про путешествия от лучших фотографов, полезные советы и новые знания. Форум будет интересен не только начинающим, но и состоявшимся фотографам, а также всем любителям природы и путешествий.
В рамках специальной программы Форума будет организовано открытое портфолио-ревю для всех желающих. Посетители Форума смогут показать свои фотографии и получить совет от известных фотографов и экспертов. В качестве одного из экспертов будет представлен главный оператор МТРК «Мир», лауреат международной премии «ТЭФИ – Содружество» Дмитрий Ходаковский.
Nature Photo Talks – ежегодное событие, которое становится масштабнее и интереснее с каждым годом. Форум проходит с 2019 года. Вход бесплатный по предварительной регистрации.