«Мы ехали эшелонами, плясали на крышах», или Как поднимали целину
2 марта исполняется 70 лет со дня старта одного из крупнейших общенациональных проектов – освоения целины. После окончания Великой Отечественной войны наступил период, когда в жизнь претворялись самые грандиозные инженерные проекты, поворачивались вспять реки, менялся облик планеты. И покорение целины стало таким же мегапроектом Советского Союза.
Началом освоения целины принято считать 2 марта 1954 года, когда было опубликовано постановление Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна и об освоении целинных земель». Этот проект курировал лично первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, который пришел к власти в 1953 году.
Сталинский план преобразования природы
Разрушенное сельское хозяйство и засухи 1946-1947 и 1952-1953 годов привели к дефициту зерна – ежегодно не хватало около 1 млн тонн. В 1953 году, чтобы избежать голода, правительству пришлось идти на крайнюю меру: израсходовать часть стратегического запаса зерна, который хранился на случай новой войны. Для изменения ситуации требовались срочные меры. (Нужно было срочно менять ситуацию. – мне кажется, лучше так)
Еще при Сталине в стране развернулась реализация другого масштабного проекта, который должен был обеспечить продовольственную безопасность страны без освоения новых территорий. Это был план по преобразованию природы для грамотного землепользования.
В самых общих чертах этот план состоял в том, чтобы обеспечить высокую и устойчивую урожайность зерновых культур на 120 млн гектаров(лучше прописать полностью) пашни в степных и лесостепных районах европейской части СССР за счет снижения рисков. В план входило:
Высадить восемь крупных государственных защитных лесных полос общей площадью 5709 км. В том числе лесополосы должны были пройти вдоль рек и дорог. Построить в колхозах свыше 44200 прудов и водоемов для борьбы с засухами. Произвести контуривание полей, добиться оптимального сочетания типов сельхозугодий. Добиться эволюции больших социально-технических систем за счет овладения инновационными технологиями природопользования.
Многие ученые сегодня уверены: если бы этот план был доведен до конца, увеличение сбора зерна можно было бы обеспечить и без освоения целины.
Как поднимали целину
Однако вспять историю не повернуть. Известно, что после смерти Сталина реализация множества амбициозных государственных проектов, в том числе и этого, была решительно свернута. Новый лидер страны Никита Хрущев хотел воплощать в жизнь новые мечты и планы, не связанные с именем прежнего вождя.
Поэтому при Хрущеве вместо увеличения производства зерна за счет интенсификации земледелия было принято решение добиться того же результата за счет распашки новых, целинных земель.
По телевидению и радио было объявлено, что освоение целины является делом государственной важности, делом чести и совести каждого. Целина была объявлена «всесоюзной ударной комсомольской стройкой».
Члены партии отправлялись туда по приказу КПСС, молодежь – по комсомольским путевкам, студенты – в рамках летних стройотрядов. В общей сложности на освоение целины из центральных регионов России, с Украины и из Беларуси (вроде так всегда ее прописываем) было направлено до 1 млн человек.
Еще бы: вокруг поднятия целины была развернута массовая политическая кампания. По всей стране началось великое переселение: люди рвались на край света, чтобы проявить себя. Каждый хотел внести свой вклад в великое дело! По комсомольским путевкам набрали тысячи молодых людей и отправили их в голую и еще не оттаявшую к тому времени степь – выживать и строить своими руками прекрасное будущее. Чтобы добраться до места, вагоны, пригнанные по железной дороге, снимали с рельсов, ставили на полозья и с помощью тягачей перемещали вместе с пассажирами-жильцами по промерзшей степи вплоть до той точки, где предстояло строить совхоз.
Энтузиазм покорителей целины был невероятно высоким. Они чувствовали себя людьми, от которых зависит процветание страны.
«Мы ехали эшелонами, плясали на крышах, плясали в проходах, везде с музыкой. Ехали в основном по комсомольским путевкам с предприятий, хорошие ребята были, – рассказывала первоцелинница Людмила Зуева. –
Мы все комсомольцы, почему мы должны сидеть, когда все вокзалы забиты молодежью? Когда я приехала, там только вагончики и палатки стояли, и все. Вот, говорят, с этого места будете строить совхоз».
Когда первые покорители целины приехали на место, в степях северного и центрального Казахстана еще лежал снег. Дул нестерпимый ветер, был сильный мороз.
Освоение целины началось безо всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры – дорог, складов горючего и всего необходимого для жизни, зернохранилищ, квалифицированного персонала, ремонтной базы для техники, медицинской помощи для людей. Условия жизни были тяжелые. Зимой стоящие в степи вагончики засыпало снегом целиком.
«Утром выходишь дверь открывать, лопату берешь, нору прокопаешь над дверями, оттуда вылезаешь и по крыше ходишь», – рассказывал первоцелинник, житель села Новоселовка Михаил Соколов.
Конечно, выдерживали не все. Кто-то уехал через месяц, кто-то через три. Но большинство целинников осталось. Эти люди совершили почти невозможное: покорили целину, построили среди степей аграрные гиганты и добились рекордных урожаев.
Позже о целине было написано немало художественных произведений, снято фильмов, сочинено (лучше заменить на – сложено) песен. Среди наиболее популярных произведений – фильмы «Первый эшелон», «Это начиналось так», «Иван Бровкин на целине», песни «Земля целинная», «Песня о целине» и другие.
Освоение целины шло ускоренными темпами. Только в первые два года было создано 425 новых зерновых совхозов. Первоначально за эти два года предполагалось распахать 13 млн гектаров. Но в действительности распахали 35 млн.
Конечно, страна выделила на воплощение этого амбициозного проекта огромные ресурсы. В первые шесть лет на разработку целины ушло 20 % всех вложений СССР в сельское хозяйство. На целину отправляли львиную долю всей производившейся в стране сельхозтехники. Поэтому часть старопахотных земель выводилась из оборота из-за ее острой нехватки. Как показывают отчеты только за 1954 год, из 137 тысяч (лучше прописать словами) произведенных тракторов на целину отправили 120 тысяч единиц. Туда же отправилась третья часть всех произведенных в стране комбайнов и навесное оборудование: плуги, сеялки, дисковые бороны, культиваторы. На выполнение программы было брошено более 100 тысяч грузовых автомашин.
Правда, и результаты были впечатляющими. Всего в 1954-1960 годах было распахано 41,8 млн гектаров целинных и залежных земель в Западной и Восточной Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, в Поволжье и Казахстане.
Это позволило быстро увеличить производство зерна. В 1954–1958 годах его валовые сборы в СССР в среднем за год составили свыше 113 млн тонн (в 1,4 раза больше, чем в 1949–1953 годах). Из них 40% сборов пришлось на целинные земли. Для примера, средняя урожайность зерновых в 1954–58 годах в Казахстане составила 7,3 центнеров с гектара, в РСФСР – 8,7 центнеров с гектара.
И хотя это была продукция довольно низкого качества, она, тем не менее, позволила на время решить продовольственный вопрос в стране. Целинный хлеб был непригодным для выработки муки высших сортов, а также для отгрузки на экспорт и закладки в госрезервы или в семенную бронь. Из-за острого недостатка зерновых складов и элеваторов, которые не успели построить в новых земледельческих районах, на мельничные комбинаты зерно в первые годы поступало часто влажное, проросшее и порушенное.
Даже с учетом всех недостатков кампании, нельзя не отметить, что освоение целинных земель позволило быстро и существенно пополнить зерновые запасы страны.
Сейчас историки много спорят о плюсах и минусах «целинной эпопеи». О том, стоило ли поднимать такие ресурсы и прилагать поистине титанические усилия ради нестабильного результата. Ведь, сняв остроту зерновой проблемы, эта кампания задержала переход сельского хозяйства на интенсивный путь развития. К концу правления Хрущева зерна снова стало не хватать. Плохой урожай 1963 года привел к тому, что впервые в истории страны пришлось закупать хлеб за границей.
Но все же нельзя не учитывать, что в результате были освоены огромные, прежде безлюдные территории. На них возникли новые поселения, было возведено жилье, детские сады, школы и больницы, построены дороги, создана иная инфраструктура. В общей сложности на целинных землях осели около 6 млн человек. Так что эта тема заслуживает не только критики, но беспристрастного изучения.