Войти в почту

В доме, где "окаменела" самарская Зоя, создадут музей

История о девушке, остолбеневшей после танца с иконой Николая Чудотворца, окутана тайнами, страхами и домыслами. Она давно стала таким же брендом Самары как "Жигулевское пиво", конфеты фабрики "Россия" и бункер Сталина. Несмотря на почти 70-летнюю давность интерес к этой теме только множится. А потому вполне понятно желание местных властей и Епархии создать музейный комплекс "Стояния Зои" - своим в назидание, приезжим - в любопытство.

В доме, где "окаменела" самарская Зоя, создадут музей
© Российская Газета

Танец в 128 дней

Загадочное событие имеет точную дату и адрес: 31 декабря 1956 года, улица Чкалова, 84. В неприметном деревянном доме жила тогда женщина Клавдия Болонкина, сын которой, Николай, пригласил на встречу Нового года друзей, в числе которых была и его девушка Зоя.

Когда на вечеринке все подружки закружились с парнями в танце, у Зои пары не оказалось, ее кавалер задерживался. Девушка не растерялась и, выпалив: "Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!", направилась в угол комнаты, где висели иконы. Друзья ужаснулись: "Зоя, это грех", но она парировала: "Если есть Бог, пусть он меня накажет!" Взяла икону, прижала к груди, вошла в круг танцующих, да тут и застыла как вкопанная.

Ее невозможно было сдвинуть с места, а икону - взять из рук, точно та прикипела. Компания перепугалась: внешних признаков жизни девушка не подавала, но в области сердца был слышен едва уловимый стук. Приехавший врач "скорой", пытался оживить пострадавшую уколами, но тело ее было таким твердым, что иглы ломались…

О случившемся быстро узнала милиция, и поскольку дело было связано с религией, дали ему особый статус. К дому приставили наряд, дабы не пускать зевак внутрь. Однако слухи множились со скоростью звука, и уже на третьи сутки "стояния Зои" не только Чкаловская, но и все окрестные улицы были полны людей. Говорят, набралось их десятки тысяч.

В дом к "каменной Зое", как не претило это правоохранителям-атеистам, пришлось приглашать священников, так как сами они боялись прикоснуться к иконе. Только и батюшки оказывались бессильны, пока не пришел иеромонах Серафим.

Рассказывают, что был он настолько добр и чист душой, что смог забрать Образ Чудотворца из застывших рук девушки, после чего предрек, что ее "стояние" закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. А самого Серафима, как утверждает народная молва, власти после этого просили отказаться от причастности к странному делу, но тот не согласился. Тогда по сфабрикованному делу священника отправили в тюрьму.

Зоя ожила телом, но рассудок ее помутился. Первые дни она все кричала: "В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!" А медики так и не смогли объяснить, как вообще организм девушки продержался без пищи и воды 128 дней. Столичные же светила, приезжавшие тогда в Куйбышев, тоже не преуспели с диагнозом, отделавшись дежурным "особый вид столбняка".

Газеты в 1956 году откликнулись на "чудо" спустя несколько недель фельетонами.

Протоптали тропинку

Верить этой информации или нет (документов на сей счет не сохранилось даже в архивах ФСБ), каждый решает сам. Сегодня же кажется невероятным уже то, что без интернета и мобильной связи о случившемся в считанные дни узнало столько людей.

Среди самарских старожилов и сегодня можно найти тех, кто рвался поглазеть на окаменевшую девушку, но был остановлен милицией. Находились и те (чем дальше, тем чаще), кто выдавал себя за очевидцев события и даже общался с Зоей после ее "оживления".

Ни подтвердить, ни опровергнуть их слова уже невозможно. А вот то, что после случая со "стоянием", народ массово потянулся в церкви, начал скупать кресты и иконы, а многие - покрестились, факт документальный.

"Верующие по всей Самарской области обращались в партийные органы с просьбой возобновить службы в сохранившихся храмах, но ни одной церкви после 1949 года (в войну отношение к религии Сталин немного изменил) открыто не было, - рассказывает пресс-секретарь Самарской епархии протоиерей Максим Кокарев. - Как показывает опыт, несмотря на прошедшие десятилетия, история стояния Зои не перестает быть востребованной. Последнее обращение к ней было в декабре 2023 года, когда проходила премьера фильма, снятого телеканалом "Спас", вместо одного зрительского зала желающих набралось на два".

Впрочем, мемориализация "чудесного" дома началась давно. Несколько лет назад напротив него была построена белокаменная часовенка с золотым куполом, внутри которой - фигура Николая Чудотворца. Символический памятник быстро стал местом паломничества верующих. От расположенной неподалеку церкви Казанской иконы Божьей матери, каждый четверг сюда совершается крестный ход и служится молебен. Оттого у подножия Чудотворца почти всегда живые цветы… Поэтому вполне логично укоренение людской памяти о чуде.

Предполагается, что это будет не просто благоустроенная территория и сквер, которых в этой части города не хватает, и не только восстановленный дом "Стояния Зои", но и еще одно новое здание. Все вместе они и составят просветительско-музейный комплекс.

"Мне видится, что это будет музей не одной истории, а всей хрущевской эпохи в жизни церкви, о которой мало что известно, в отличии от периода новомучеников 20-30 годов, - делится планами Максим Кокарев. - Эпоха "оттепели" менее кровавая для верующих, но храмы по-прежнему не открывали, церковную утварь делали кустарно, крестились тайно. А история "Стояния Зои" стала укреплением веры и знаком, что наступает очередной виток испытаний".

"Людям нужно чудо, оно согревает"

Старый дом на улице Чкалова оказался "несгибаемым" - ни под годами, ни под пожаром, ни под ковшом экскаватора, словно оберегает его сам Николай Угодник. Даже когда вокруг уже вовсю росли высотки, дом все стоял, глядя на грешный мир прищуром покосившихся окон.

Получив лакомый кусок земли в центре Самары, строительная фирма тоже планировал его тоже снести, но после вмешательства градозащитников, власти горда выделили компании другую территорию, а участок с домом передали Епархии. После этого дела пошли быстрее. Уже готов дизайн-макет музейного комплекса.

"Одна половина людей утверждает, что чудо с окаменевшей девушкой было, и они его чуть ли не сами видели. Другая - что не было никакой мистики и во всем виновата милиция, которая, переборщив с дежурными нарядами, только подогрела интерес зевак, - рассказывает главный библиограф Самарской областной научной библиотеки Александр Завальный. - Нам не привыкать к мифам, даже в песне поется "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Идея чуда "Стояния Зои" прописана в сознании двух-трех поколений жителей Самары и давно вышла за пределы города.

Участие в проекте церкви тоже не вызывает у меня вопросов, ведь история любой конфессии, православной в том числе, изобилует чудесами. Да что там верующие, атеисты в СССР тоже долгие годы верили в миф коммунизма с его бесплатной едой, квартирами и прочими благами. Природа русского человека всегда ищет душевного покоя…

Для большей наглядности, я бы поставил в будущем музее еще и восковую фигуру Зои с иконой в руках, чтобы люди пропитывались идеей чуда. Все это будет работать не только на веру, но и на популярность Самары".

Органы отреагировали

Газеты в 1956 году откликнулись на "чудо" спустя несколько недель, но зато всей хлесткостью партийного слова. Орган Куйбышевского обкома КПСС газета "Волжская коммуна" 24 января опубликовала фельетон "Дикий случай", в котором в образах старушек, шамкающих беззубыми ртами, и безликих мужчин в сером, высмеяла легковерных горожан, рванувших в дому на Чкалова в поисках чуда. А чуда-то и не было, поскольку его не бывает в принципе, одно мракобесие.

В Самарском областном архиве сохранилась стенограмма 13-й Куйбышевской областной партконференции, прошедшей 20 января 1957 года. А в ней - позиция тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Михаила Ефремова.

"В городе Куйбышеве широко распространены слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей партийных органов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло, начал собираться народ потому, что неумно поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил здесь руку. Тут же выставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза.

Мало оказалось нашей милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию, а народ, раз так - все туда. Некоторые додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома дало указание снять все посты, нечего там охранять. Как только убрали наряды, так народ стал рассеиваться…"