Почему храм Василия Блаженного на Красной площади не снесли в советское время, ответили в Музее архитектуры
В Москве, в Музее архитектуры имени Щусева, открылась выставка "Тайны соборов эпохи Ивана Грозного". Она рассказывает о храмах времен правления Ивана Грозного. Главным собором эпохи стал, конечно, Покровский собор, что на Рву - он же храм Василия Блаженного.
На выставке представлены уникальные предметы убранства соборов, в том числе, керамические иконы "Распятие" и "Спас Нерукотворный", созданные в 1561-м году для Борисоглебского собора в Старице. А еще части керамических декораций, образцы кирпичей.
Завершается выставка "отдельным кабинетом", в котором можно посмотреть фильм 1915 года "Царь Иван Васильевич", в котором главную роль исполнил Федор Шаляпин.
Тема женитьб Ивана Грозного раскрывается не только через кино, но и через храмы. В экспозиции, например, представлен дубовый кирпич из церкви Антипия, что близ Кремля. В ней по преданию с одной из жен венчался Иван Васильевич.
Но больше всего внимания - Покровскому собору, который был построен в честь успешного завершения Казанского похода. Храм на Красной площади стал стал символом древнерусской архитектуры в глазах всего мира. Например, немецкий путешественник Иоганн Генрих Блазиус в 1840-е годы отмечал, что собор "производит впечатление изумительное, поражающее европейскую мысль". Он писал, что это "ультранациональное архитектурное произведение, которое являет полный смысла образцовый порядок и правильность".
Но кто создал главное украшение Красной площади, неизвестно до сих пор. Жива легенда, что это будто бы были некие зодчие Барма и Постник (или это был один человек Постник Яковлев по прозвищу Барма), которых после постройки собора ослепили по приказу Грозного. Ничего подобного, конечно, не было, уверяет куратор выставки Юлия Ратомская.
Но как вообще в эпоху Ивана Грозного, которую принято представлять в темных тонах, ассоциировать с опричниной, появился такой нарядный, праздничный храм?
- Правление Грозного было разным. Не надо забывать, что не только в России, но и в других станах Европы и Азии, нравы в ту пору тоже были жестокими, - отмечает Юлия Ратомская. - Яркий облик храма связан с тем, что он построен в честь победоносного Казанского похода. То, как храм выглядел в XVII веке, несколько диссонирует с первоначальным замыслом, хотя он был украшен и в изначальных формах. Когда у собора появились уникальные разноцветные главы, точно мы не знаем. Предполагается, что они появились в 80-х годах XVI века. Но не исключено, что тогда они были просто возобновлены и являлись разноцветными и до ремонта.
В советское время Москва понесла большие утраты: было разрушено множество храмов и монастырей, в том числе на Красной площади и в Кремле. Но храм Василия Блаженного не тронули. Еще одна легенда: считается, что собор защитил архитектор Петр Барановский, спасший множество храмов по всей стране.
- Собор никто не собирался сносить. Чертежи здания Наркомтяжпрома (его собирались строить на месте снесенного Зарядья - прим. "Родины") показывают наличие собора на Красной площади, - объясняет Юлия Ратомская. - И Петр Барановский в то время находился в Александрове, который, кстати, являлся опричной столицей Ивана Грозного. Барановский просто не мог приехать Москву и высказывать свое мнение, потому что не имел права появляться в столице. Его выслали за 101-й километр.
И все-таки, почему у советских властей не поднялась рука на собор на Красной площади, которая могла бы стать еще шире для парадов?
- Например, храмы внутри Кремля сносили с целью что-то построить на их месте. Советские начальники думали, что поступают как хозяйственники. А Покровский собор всегда соединялся с образом Руси и Кремля, который не собирались сносить. Поэтому в голову никому такая мысль не приходила, - уверена Юлия Ратомская.
Увидеть Покровский собор с необычных ракурсов и элементы других древних храмов в Музее архитектуры можно до 12 мая.