Сперанский и Аракчеев не враждовали - вымысел в сериале Первого канала "Союз спасения"

Полагаю, что даже очень внимательные зрители сериала "Союз спасения", имевшие время и терпение посмотреть первые четыре серии, с большим трудом ориентируются во взаимоотношениях между главными действующими лицами и не всегда успевают вовремя постигнуть логику быстро меняющихся многоплановых исторических событий. Поэтому кратко изложу основную сюжетную линию новой серии.

Сперанский и Аракчеев не враждовали - вымысел в сериале Первого канала "Союз спасения"
© Российская Газета

Серия 4. "Неисполненная мечта"

Тайное общество планирует начать "бескровную" военную революцию во время высочайшего смотра войск Второй армии на Юге, когда в одном месте будут собраны все члены тайного общества и вверенные их командованию воинские части. Устранить государя, а затем совершить победный марш на столицу. Расчет заговорщиков математически безупречен. За все годы царствования император Александр I еще не пропустил ни одного смотра. Не должен пропустить и предстоящий. Но мечтам не суждено сбыться.

Накануне предстоящего смотра командир батальона Черниговского полка подполковник Сергей Иванович Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин) получает неожиданный вызов в Киев. Командир Черниговского полка подполковник Густав Иванович Гебель (Владислав Ветров) с позиций умудренного жизнью человека дает совет батальонному командиру своего полка: "Будьте сдержанней".

В Киеве прибывший из Петербурга полковник Алексей Карлович Амфельт (Артём Ткаченко), дежурный штаб-офицер Главного штаба, объявляет собранным офицерам, что смотра не будет. Император отменил смотр, ибо ему известно об опасных настроениях во Второй армии. Полковник весьма прозрачно намекает всем собравшимся - от генерал-интенданта Второй армии, действительного статского советника Алексея Петровича Юшневского (Михаил Елисеев) до подпоручика Полтавского пехотного полка Михаила Павловича Бестужева-Рюмина (Иван Янковский), - что они сами должны догадаться, чем продиктовано решение государя.

На встречу с полковником Амфельдом вызваны лишь члены тайного общества.

Заговорщики в смятении. Они понимают, что их замысел раскрыт, но не могут решить, почему никто из них не арестован. Полковник Павел Иванович Пестель (Павел Прилучный) гневно винит во всем недавно принятого в тайное общество рядового Сергея Алексеевича Баранова (Игорь Петренко), разжалованного из майоров. Пестель подозревает, что именно Баранов сделал донос на тайное общество. Муравьев-Апостол отказывается верить облыжным обвинениям. Между двумя лидерами тайного общества усиливается разлад, который не может не сказаться на судьбе их общего дела. Речь идет не только о тактике предстоящего вооруженного выступления, но о базовых нравственных принципах, которые у них диаметрально расходятся.

Так начинается новая серия, которая по замыслу авторов фильма должна стать рассказом о неисполненной мечте.

Такова первая логическая посылка, отталкиваясь от которой создатели "Союза спасения" планируют подвести зрителя к логическому выводу.

Доверчивому зрителю невдомек, что в реальной действительности не было ничего подобного. Полковник Амфельд и разжалованный в рядовые майор Баранов - это вымышленные исторические персонажи, а срочный вызов всех заговорщиков в Киев - плод фантазии создателей фильма. Художник имеет право на вымысел, но в данном случае вымысел не обоснован художественно и осложнен рядом досадных исторических неточностей. Если Юшневский и Пестель служили во Второй армии, то Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин - в Первой армии. Смотр же, напомню, должен был состояться во Второй армии.

Генерал-адъютант Иван Иванович Дибич (Никита Высоцкий) - вовсе не военный министр, как его походя аттестуют по ходу фильма, а начальник Главного штаба, что много выше. Генерал-адъютант и генерал от инфантерии князь Алексей Григорьевич Щербатов (Алексей Гуськов) - вовсе не военный генерал-губернатор в Киеве (не было в то время такой должности), а командир 4-го пехотного корпуса, входящего в состав Первой армии. Алексей Гуськов удивительно точно играет свою роль, исключительно убедительно представляя глазам зрителя образ опытного военачальника, умело водившего за собой войска в годы наполеоновских войн, а в годы мира отлично осознающего необходимость перемен в государстве Российском. Но у князя нет власти вызывать к себе чинов другой армии.

Итак, первая логическая посылка - посылка ложная.

Граф Аракчеев (Роман Мадянов). Фото: Первый канал.

Тем временем в Петербурге, на вершине российского военно-политического олимпа, усиливается и достигает апогея противостояние между графом Алексеем Андреевичем Аракчеевым (Роман Мадянов) и Михаилом Михайловичем Сперанским (Максим Аверин). Граф Аракчеев - главный начальник Отдельного корпуса военных поселений по должности и второй человек в империи по необъятности сосредоточенной в его руках власти. Сперанский - тайный советник, член Государственного совета и основной инициатор готовящихся в стране реформ; главная пружина предстоящей "революции сверху", которую неспешно готовит государь. Что-то неладно в государстве Российском, если на самом верху нет единомыслия между самыми важными столпами империи. Такова вторая логическая посылка авторов фильма. Но и с этой логической посылкой не все так просто.

И Роман Мадянов, и Максим Аверин - великолепные актеры, безупречно сыгравшие свои роли и создавшие на редкость многогранные, пластичные и психологически убедительные образы крупных государственных деятелей. Веришь, что именно такими были в реальной жизни и Аракчеев, и Сперанский. А если не были, то могли бы быть. Однако не было между ними конфликта, изображенного в фильме. И да простится мне этот вульгаризм, не хватали они чисто по-пацански за грудки друг друга. Не было такого.

В реальной истории Сперанский неоднократно прибегал к покровительству всесильного графа Аракчеева, особенно когда шла речь о его собственных частных делах, например, когда требовалось помочь укорить карьерный рост зятя. Вчитаемся в письма Михаила Михайловичу к Алексею Андреевичу.

Михаил Сперанский (Максим Аверин). Фото: Первый канал.

Сперанский знал, что граф Аракчеев очень любит хороший чай, который трудно было достать в столице, поэтому 27 мая 1821 года послал временщику презент - черный и зеленый чай. Посылка сопровождалась вежливым письмом. "Усилившийся грудной припадок и совет лекаря лишают меня удовольствия лично представить вашему сиятельству чай, из самой Кяхты мною вывезенный. Он стоит там безделицы, но редок по своей доброте. Он должен быть развариваем на канфорке. В жестяном ящичке черный, в лянзовом (желтом - Ред.) зеленый".

Русское образованное общество безусловно осуждало военные поселения. Получив от графа отчет об их организации, Сперанский ответил Аракчееву учтивым письмом от 22 марта 1823 года, в котором весьма дипломатично одобрил деяния его сиятельства. "С истинною благодарностию возвращаю вашему сиятельству отчет военных поселений. Я читал его с таким же удовольствием, с каким читают путешествия в страны неизведанные. Тот не имеет еще понятия о военных поселениях, кто удивляется их успехам, не зная каких трудов стоили сии успехи. Сколько разнообразных видов, кои надлежало обнять и сообразить, сколько неимоверных трудностей, с коими должно было бороться". Граф был доволен и решил сохранить письмо для Истории. На подлиннике рукою Аракчеева было начертано: "Копия с онаго за моим свидетельством отдана в дела штаба военных поселений".

11 мая 1825 года Сперанский пишет Аракчееву:

"С благодарностию приемля приглашение вашего сиятельства на освящение храма, с истинным удовольствием поспешу к назначенному месту и времени.

Примите, милостивый государь, свидетельство совершенного почтения и преданности, с коими честь имею быть".

Итак, и вторая логическая посылка создателей "Союза спасения" оказалась ложной.

Каждый, кто знаком с формальной логикой, знает: при наличии двух ложных логических посылок итоговый логический вывод не может быть истинным, а будет ложным.

Однако я с интересом продолжаю смотреть "Союз спасения", внимательно наблюдая за тем, как создатели фильма будут сводить воедино и совмещать между собой аргументы и факты несводимые и несовместимые.

Доживем до понедельника - и продолжим.