«Меня не станет, а он продолжит летать»: в честь российского профессора Сергея Язева назвали астероид

В честь российского профессора, астронома в третьем поколении Сергея Язева назвали астероид, который движется вокруг Солнца. «Вечерняя Москва» связалась с ученым и узнала подробности.

«Меня не станет, а он продолжит летать»: в честь российского профессора Сергея Язева назвали астероид
© Вечерняя Москва

Небесное тело, которое движется в пределах Главного пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера, еще в январе 2008 года открыл сибирский астроном Тимур Крячко. После уточнения орбиты объекта ученый присвоил ему порядковый номер — 591861.

— Давать имя астероидам может только одна организация в мире — это Международный астрономический союз (МАС). В него входит рабочая группа по номенклатуре небесных тел из 15 ученых разных стран, в том числе и президент МАС, — говорит корреспонденту «Вечерней Москвы» профессор Иркутского государственного университета Сергей Язев. — По правилам, открыватель астероида может выбрать для него имя и предложить на регистрацию рабочей группе МАС. Если хотя бы один из 15 ее ученых будет против, то решение не примут.

Тимуру Крячко название астероида предложила журналистка Наталья Булгакова, с которой он сотрудничал в местном планетарии.

— Я не знаю, как у нее возникала такая идея, но мне это очень приятно, — говорит Сергей Язев. — Я понимаю, что из этого инфоповода могла бы получиться красивая история, но меня и Наталью связывает исключительно профессиональная деятельность.

Астроному Тимуру Крячко понравилась идея, поэтому он предложил ее рабочей группе по номенклатуре небесных тел международной организации.

— Заявка на переименование была отправлена, и ученые через пару месяцев единогласно приняли решение — назвать астероид Sergeyyazev, — сообщает журналисту профессор Иркутского госуниверситета. — Удивительно, как быстро они приняли это решение, ведь обычно на это уходят годы. Дело в том, что открытых учеными астероидов очень много, уже давно больше миллиона. Вы представляете, насколько сложно дать название каждому из них в условиях голосования из нескольких иностранных специалистов?

Язев говорит, что довольно скромно относится к новости о том, что его именем назвали астероид.

— Мои жена и дети рады этому, но мы прекрасно понимаем, что это условность, — отмечает доктор физико-математических наук Сергей Язев. — Эта каменная глыба летает уже четыре миллиарда лет. Тогда не то что людей — планеты не было. Меня не станет, а она продолжит летать еще столько же. От того факта, что какие-то люди назвали небесное тело чьим-то именем, астероид никак не изменился. Именно поэтому я не отношусь к этому как к чему-то необычному.

Профессор Иркутского государственного университета признался, что он не единственный в своей семье, в честь кого назвали небесный объект.

— Астероид с порядковым номером 6845 назвали в честь моей мамы Киры Мансуровой. Советский астроном Николай Черных, который открыл более 800 таких небесных тело, присвоил ему имя — Mansurova, — рассказывает ученый.

Сергей Язев сказал, что если бы он открыл астероид, то назвал бы его именем какого-нибудь космонавта. Они точно заслуживают такого признания, отмечает он.

— Или назвал бы в честь советских астрономов, например, Эдварда Кононовича, — сказал профессор.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Вибе, доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН:

— Изучение космоса, в частности открытие новых небесных объектов, помогает людям заглянуть в будущее.

То есть познать особенности различных земных процессов, которые раньше вызывали вопросы. Изучать особенности других планет, многие из которых до сих пор не раскрыты. Нам точно есть к чему стремиться.