Узоры старинных тканей и платков снова в моде: дизайнеры переосмыслили наследие "русского Лиона"

Новое применение старинным узорам и технологиям ткачества нашли в Коломне. На выставке "Из тряпья золото" в музее-лаборатории "Шелковая фабрика" представили работы дизайнеров, художников и ремесленников из 12 городов России. Они изучили наследие "русского Лиона", где до конца XIX века производили затканные золотом платки, и создали свои изделия с историческими мотивами.

Узоры старинных тканей и платков снова в моде: дизайнеры переосмыслили наследие "русского Лиона"
© Российская Газета

Сам проект стартовал в 2023 году. Летом и осенью в Коломне при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина организовали десять творческих мастерских для 75 художников, которых так или иначе интересовали традиции золотного ткачества. Они слушали лекции историков и рассматривали музейные образцы, знакомились с современными технологиями производства тканей и предлагали свои интерпретации коломенских образов - в одежде, аксессуарах и арт-объектах.

Работы 19 мастеров - три десятка прототипов - включили в итоговую выставку. Посетители могут проголосовать за понравившийся экспонат и таким образом повлиять на выбор победителей конкурса. Пятерку лучших авторов назовут в середине апреля. Их ждет продолжение сотрудничества с музейно-творческим кластером "Коломенский посад", куда входит и музей-лаборатория "Шелковая фабрика".

"Мы дадим все, что в наших силах: новые инструменты, гостеприимство, поможем найти в Коломне вдохновляющие образы. Но самое главное - даже не создание выставочных образцов, а формирование круга профессионалов. География проекта и творческих лабораторий очень большая: от Санкт-Петербурга до Сибири. Участники продолжают общаться, придумывают неожиданные коллаборации, они будут сюда возвращаться", - отметил куратор выставки, искусствовед Андрей Боровский.

Название "Из тряпья золото" позаимствовали у писателя Ивана Лажечникова. Некогда известный беллетрист, автор исторического романа "Ледяной дом" - уроженец Коломны. Внимательное чтение его произведений привело, в частности, к тому, что в городе возродили производство пастилы. Ей посвящено два музея с театрализованными экскурсиями. Ну а фраза Лажечникова "Наши алхимики ведали тайну творить из тряпья золото" описывает местное шелкоткачество.

На рубеже XVIII-XIX веков им в Коломне занималось пять фабрик полного цикла, где выпускали материю для модных платков.

Так называемые канаватные фаты - большие головные покрывала с геометрическими орнаментами, "восточными огурцами", розами и ягодами малины были очень популярны в России. Хотя одна такая фата могла стоить, как целый дом. Их носили купчихи, мещанки, зажиточные крестьянки. Плат надевали поверх кокошника, свесив концы на руки. Увидеть канаватную фату можно, например, на иллюстрациях Ивана Билибина к сказкам Пушкина.

Поначалу такие шелковые ткани завозили из арабских стран. Но коломенские мастера научились делать их дешевле и даже превзошли зарубежных коллег по качеству. От ручного производства постепенно перешли к паровым, а затем электрическим машинам. Женщины и дети занимались прядением шелка, мужчины - ткали. Основу, однотонную или сделанную из окрашенных нитей в технике икат, покрывали узором из позолоченных или серебряных нитей.

Как рассказали в музее "Шелковая фабрика", к концу XIX столетия эта мода сошла на нет, и драгоценные канаватные фаты, которые прежде бережно передавали по наследству, стали надевать только на свадьбу, а порой и вовсе использовать как скатерть. Уцелевшие образцы хранятся, к примеру, в Русском музее. В коломенском собрании есть несколько фат, одна из которых была выкуплена в реквизиторском цехе провинциального театра.

Шелкоткачество в России впало в глубокий кризис еще до революции, не выдержав падения спроса и роста цен. Фабрика Бабаевых в Коломне пыталась удержаться на плаву, выпуская нити в бобинах, но не преуспела. В советские годы в ее корпусе делали патефоны, затем его занял эвакуированный из Ленинграда завод "Текстильмаш", который подкосили 1990-е. Сейчас часть цеха занимает "Шелковая фабрика". В комплекс входит музейно-выставочное пространство, коворкинг, библиотека и зона для мастер-классов и работы на ручных ткацких станках.

В ближайших планах "Шелковой фабрики" - создание производственной линии.

"Мы надеемся к концу 2024 года обзавестись жаккардовым ткацким станком, чтобы, вдохновляясь в том числе наработками участников мастерских "Из тряпья золото", начать создавать эксклюзивные изделия в стенах музея", - сообщила арт-директор "Коломенского посада" Екатерина Ойнас.

Выставка "Из тряпья золото" продлится до 15 апреля. Вход свободный, с 10 до 20 часов. Адреса: Коломна, ул. Уманская, 3д, 2 этаж (вход через проходную "Патефонки" - ул. Савельича, 18). Сайт: https://silkfactory.ru.

Прямая речь

Андрей Боровский, коллекционер и исследователь традиционного костюма:

- Чтобы "творить из тряпья золото", коломенским купцам было недостаточно достичь технологического совершенства в производстве самых сложных и изысканных шелковых тканей. Это - не просто история развития бизнеса и маркетинга. Это - способность предугадывать и формировать вкусы всей России на протяжении целой эпохи. Феномен коломенских тканей именно в создании универсальной национальной эстетики, в равной степени отзывавшейся разным сословиям, свободно существовавшей на пересечении стилей.