Убил калининградку и её 15-летнюю дочь: как по запаху удавки спустя годы разыскали насильника и душегуба
Калининградский областной суд вынес приговор 52-летнему Илье Уфереву* по уголовному делу о двойном убийстве и изнасиловании, совершённым 27 лет назад. О том, как расследовали преступление, рассказала «Страна Калининград».
Тогда он убил 38-летнюю женщину, изнасиловал и лишил жизни её 15-летнюю дочь, надругался над 10-летней и, считая, что тоже её умертвил, скрылся с места преступления. Злодей обманулся: младшая дочь потеряла сознание, но смогла выжить. У всех троих на шее специалисты обнаружили следы от удавки — ею послужил обычный галстук. Но обо всём по порядку.
Роковое знакомство
В субботу, 6 июля 1996 года, Калининград отмечал День города фестивалем, присоединился к этому событию и 25-летний уроженец Гусева Илья Уферев. В какое время он приехал в областной центр, история умалчивает. Но то, что в период примерно с 12 часов ночи до 4-х утра, будучи изрядно навеселе, на улице он познакомился с калининградкой Алевтиной*, известно достоверно. Женщина тоже выпивала, причём не закусывая: это подтвердит посмертная судебная экспертиза.
Ближе к утру веселье решили продолжить у Алевтины, которая пригласила мужчину в гости в одну из комнат общежития, расположенного в Трамвайном переулке. Там она жила с дочерьми — 15-летней Олей* и 10-летней Яной*. Когда парочка вошла в комнату, дети спали. После младшая вспомнит лишь, что в ту ночь ей снились кошмары и шум открывшейся двери...
«Многое в деле указывает на то, что подобные «материнские приходы» были в семье нормой, — рассказал «Стране Калининград» старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел регионального управления Следственного комитета Виктор Чирков.
Разгульным и любвеобильным позже на допросах описал нрав женщины её муж Николай*, отец младшей девочки.
Он сообщит, что в браке они 11 лет, жена «сексуально озабоченная». От соседей он знал, что та время от времени приводит мужчин. При этом отношения у них были холодными, Николай лишь заботился о благополучии детей, с которыми хорошо ладил. На момент ЧП супруг был в командировке в Пионерском, с марта он ремонтировал там пароход. Домой приезжал раз в две—три недели, отдавал деньги и снова уезжал».
Страшный гость
Что было дальше? Уферев с Алевтиной включили магнитофон и продолжили выпивать в части комнаты, отделённой шифоньерной перегородкой от другой, в которой спали девочки. Под утро пара легла в постель, Уферев попытался снять с женщины её голубой халат, но той это не понравилось и она начала браниться.
Взбесившись противодействием, Илья решил закрыть рот хозяйке радикально. Он набросил Алевтине на шею светло-серый с цветастым рисунком мужской галстук и задушил её. Увидев, что дети спят, гость продолжил творить ужасное. Сначала накинул галстук на шею Яне и изнасиловал её. Полагая, что девочка уже мертва, он точно так же поступил и с Олей. Затем аккуратно укрыл девочек и женщину одеялами, вышел из комнаты и, сбросив с подоконника кухонного окна общежития цветы, выпрыгнул из него: со второго этажа на козырёк подъезда, а затем на землю…
Отец увидел кровь
В воскресенье, 7 июля, отец семейства Николай приехал на побывку домой.
«В комнату я зашёл во втором часу дня, — рассказывал он на допросе, — сразу показалось странным, что не залаяла наша собака. Все лежали на своих обычных местах.
Прикоснулся к Алевтине, она была холодной, и я понял, что она мертва. Затем — к Оле, под ней я увидел кровь и осознал, что её изнасиловали…
Затем бросился к Яне, почувствовал, что она тёплая, жива, но без сознания, и сразу побежал вызывать скорую по телефону на вахте».
По дороге Николай встретил Аню Пантерову*, соседку, дружившую с его женой, и спросил, что случилось. Та ответила, что Алевтина привела какого-то мужика, она видела его у них в комнате, когда заходила поговорить. Позже с её слов нарисуют достаточно точный портрет насильника, она же расскажет, что Уферев представился Алевтине заезжим артистом из Белоруссии.
Медики приехали быстро и смогли спасти Яну. Очнувшись, она рассказала только, что вместе с подружкой и сестрой была вечером 6 июля на фестивале, после чего они вернулись с Олей домой и легли спать. Дверь в комнату не запирали, поскольку это можно сделать только изнутри, а мамы дома не было.
«Чё, оглохла? Будешь четвёртой!»
После побега Уферев, будучи неместным, ориентировался в районе плохо, что его явно злило.
«Я выехала из депо и подошла к диспетчеру отметиться, — рассказала следователям оказавшаяся тогда неподалёку водитель трамвая № 10. — Сзади меня окликнул незнакомый мужчина, но я не повернулась. И тогда он крикнул: «Чё, оглохла? А не то будешь четвёртой!» Испугавшись, я побежала, не оглядываясь, и села в свой трамвай. А злодей сел в трамвай № 8 и разговорился с его кондуктором».
«В 5 часов 45 минут мы выехали из депо, — давала после показания женщина. — Я увидела мужчину, который бежал от Трамвайного переулка и, запыхавшись, влетел в вагон. Одет он был в светловатые потёртые джинсы, голубоватую рубашку в тёмную полоску. На ногах коричневые, вроде как замшевые туфли. Подойдя к нему, я спросила билет. Мужчина передал 500 рублей и поинтересовался, как проехать к гостинице «Калининград». Я объяснила, что надо ехать с нами до Московского проспекта, а там ему подскажут, как пройти дальше. Но, когда мы подъехали к указанной остановке, мужчина сказал, что поедет до конца, так как ему нужна гостиница «Москва». Мол, перепутал, поскольку не местный, а приехал из Литвы с ансамблем на фестиваль, 10 числа уезжает на поезде «Янтарь» и уже взял билеты. Тогда я поинтересовалась, как он с фестиваля умудрился попасть в Балтийский район (сейчас это Московский район — прим. авт.). Мужчина рассказал, что провожал девушку в Трамвайный переулок, и говорил он с прибалтийским акцентом.
Я обратила внимание, что у мужчины в верхней части кисти был глубокий кровоточащий шрам, хотела взять аптечку и оказать помощь.
Но он пояснил, что шрам старый, ничего не нужно».
Потом пассажир спросил, а не боятся ли они с водителем ездить одни так рано в трамвае и бывают ли в городе убийства или изнасилования. Кондуктор ответила: «Да». Тогда мужчина поинтересовался, как быстро раскрывают эти преступления и разыскивают виновных. И получил ответ: «Не знаю». Также мужчина рассказывал, что играет в ансамбле на саксофоне, спросил, знает ли кондуктор, с кем сидит, и сам же ответил, мол, знала бы, то не села бы рядом. После этой фразы кондуктор испугалась и отошла от пассажира. На кольце трамвая № 8 на улице Тельмана водитель сказал ему пересесть на трамвай № 1, мужчина так и сделал.
Удивительно, но через пару дней кондуктор вновь столкнулась на Южном вокзале с этим странным пассажиром. Он спускался с платформы, увидев её, неожиданно обнял и сказал: «Привет, кондуктор, что уже успела доложить в милицию?» Женщина спросила, мол, о чем речь. Тогда тот её отпустил и ушел.
Ольфакторная экспертиза
«Долгое время это особо тяжкое преступление оставалось нераскрытым, но в 2019-м мы начали его расследование вновь. Отмечу, что по таким делам нет срока давности, их раскрытие — одна из приоритетных задач Следственного комитета, — продолжает Виктор Чирков. — Мы отправили на ольфакторную экспертизу (она исследует запаховые следы человека) галстук, которым задушили жертв, и отсмотрели всех лиц, которые в те годы были осуждены за аналогичные преступления. Одним из таких оказался Илья Уферев, убивший в 1993 году жительницу Гусева и в 1997 семью друга: его самого, жену и двух малолетних детей.
Суд приговорил мужчину к смертной казни, но законодательство изменилось, и высшую меру ему заменили на пожизненное лишение свободы.
Мужчина отбывал срок в исправительной колонии Пермского края».
В июле 2022 года подтвердилось, что на галстуке запаховые следы Уферева. Такая экспертиза позволяет идентифицировать человека по микроследам пахучих веществ пота и крови, даже не содержащих клеточных структур (!), что недоступно другим видам биологических экспертиз, в частности ДНК-анализу. Материала для последнего, несмотря на большое количество вещдоков, в частности нижнего белья, в деле как раз не хватало.
«Мои коллеги поехали к Уфереву в колонию, но объяснений, откуда на галстуке его запаховые следы, не услышали. Мужчина, что было очевидно, дергался, но вину не признавал, — рассказывает следователь Чирков. — А спустя два дня, 19 августа 2022 года, он вдруг изъявил желание сделать явку с повинной. Коллеги, планировавшие уже улетать, поменяли билеты и вернулись к нему.
В нашем деле бывают ситуации, когда по непонятным причинам люди даже без явных психических отклонений берут вину за то или иное преступление на себя.
Важно понять, что ими движет, не пойти по ложному пути и пр. Поэтому Уфереву коллеги сказали, чтобы подтвердил фактами, что это действительно он. И тот сообщил момент, когда на трамвае проехал свою остановку, такую подробность действительно мог знать только он сам. Затем Уферева перевели в калининградское СИЗО. Но он вновь отказался признавать вину, несмотря на результаты запаховой экспертизы, видеозаписи его явки с повинной, общения с представителями органов, очных ставок и прочие доказательства».
«Он будто ушёл в свой «внутренний домик». На всех допросах вёл себя флегматично, с позиции: вы докажите, а я посмотрю, — продолжает следователь. — Никакой яркой эмоциональной реакции у него не вызвала даже очная ставка с Анной Пантеровой, единственной на сегодня очевидицей, которая спустя годы уверенно заявила, что это тот самый гость Алевтины.О том, что слышали о жутких «подвигах» Уферева от него самого, сообщили и двое его сокамерников, а также то, что он понимал, что это «позорная статья», и делился неохотно.
Ещё одно совпадение: у предполагаемого убийцы кондуктор видела шрамы на руке, и на правой кисти Уферева есть два небольших шрама.
Он их объясняет порезом от стекла и ожогом от горящей пластмассы в 1980-1981 годах. Полиграфическое исследование выявило у Уферева психофизиологические реакции, показывающие, что он знает о том, что происходило в одной из комнат общежития Трамвайного переулка 27 лет назад, не понаслышке…
«Интересный нюанс: часть вопросов о «происхождении» галстука полиграфолог изначально строил, исходя из версии, что этот предмет принадлежит Уфереву. Отвечая специалисту, Илья хитро и многозначительно улыбался, — делится Виктор Чирков. — Как бы показывая, что следствие не обладает полной картиной того, откуда в комнате взялся галстук: был там или Уферев принес его с собой? Это до сих пор не ясно, но, с другой стороны, для дела не принципиально, запаховые следы на аксессуаре, ставшем орудием убийства, выдали Уферева с головой».
Похожий почерк
По словам следователя, единственное, за что явно переживал Уферев, — что будет, если о нём напишут, как отнесутся к такой известности его родственники и мама. Последняя тоже дала показания по делу и среди прочего отметила, что у сына родовая травма, он страдал энурезом. С детства испытывал тягу к пиромании, а также издевался над животными. В первой половине 1990-х сын тяжело пережил расставание с девушкой и после ни с кем не встречался. Мать считает, что эта ситуация сделала его максимально замкнутым и странным.
Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы, каким-либо расстройством психики и наркоманией Уферев не страдает и может осознавать характер своих действий и руководить ими.
В итоге Калининградский областной суд признал Илью Уферева виновным по двум статьям Уголовного кодекса РСФСР — «Умышленное убийство двух лиц, сопряжённое с изнасилованием» и «Покушение на умышленное убийство трёх лиц». Его приговорили к 17 годам лишения свободы. Отбывать наказание он будет в исправительной колонии особого режима с учётом предыдущего срока — пожизненно.
Вроде можно ли ухудшить жизнь преступника, и так осуждённого на пожизненное? По словам Виктора Чиркова, всё ещё есть, что терять. Например, по закону раз в 25 лет такой заключённый имеет право подать прошение о помиловании. И некоторые подавали ходатайство об УДО, но до сих пор ни одно из них не было удовлетворено. При этом каждый из них на это надеется. Кроме того, после приговора по некоторым статьям заключённый может получить гораздо худшее к себе отношение или же будет переведён в другую тюрьму.
«Есть ещё одно нераскрытое преступление, совершённое в те годы неподалеку от Гусева и по почерку сильно напоминающее Уферева, будем проверять, — говорит следователь. — И здесь хочу отметить важный момент: узнав о подобного рода преступлениях и соответствующих решениях суда, люди зачастую реагируют настолько эмоционально, что призывают лишить осуждённого за них жизни, мол, давно надо было его расстрелять! Я же призываю быть вдумчивее, рассуждать логически.
Если бы в отношении Уферева ранее была бы применена смертная казнь, то преступления, описанные выше, так никогда и не были бы раскрыты.
И ещё, к сожалению, были в истории криминалистики случаи, когда жизни были лишены невиновные. Да, это было давно, сейчас мы обладаем точнейшими экспертизами и пр., и в то же время о такой, пусть самой малейшей вероятности забывать нельзя».
Выжившей после нападения маньяка Яне сегодня 38 лет. Это вполне благополучная женщина, у которой собственная семья и дети. После случившегося она недолгое время жила с отцом, потом её взяла на воспитание тетя. Кошмар родом из детства психика милосердно вычеркнула из памяти Яны.
*Имена изменены.
У человека есть индивидуальный «пахучий код»
Источниками индивидуализирующих человека запаховых следов служат специфичные для каждого организма продукты межклеточного обмена и сигнализации. Индивидуальность личного запаха человека обусловлена и неповторима генетически.
Индивидуальный «пахучий код» человека не изменяется и сопровождает его с момента рождения и до смерти. Запаховые следы почти всегда имеются на местах совершения преступлений - на орудиях преступления, на оставленных, забытых, выброшенных или сокрытых преступником предметах. Они также могут сохраняться на кожных покровах потерпевших (трупов) и на их слизистых оболочках. Стереть или уничтожить их преступникам, как правило, не удаётся. Поэтому запаховые следы представляют собой ценный и надёжный источник доказательственной информации.
Перенести запаховые следы человека на исследуемый объект невозможно. Необходим непосредственный контакт субьекта (человека) с конкретным предметом (активный либо пассивный).