Подвиг во льдах: 90 лет назад началось спасение экипажа парохода «Челюскин»
90 лет назад началось спасение пассажиров и экипажа легендарного парохода «Челюскин». Судно затонуло в Арктике. Больше 100 человек оказались на льду. На землю их доставили летчики, которые потом стали первыми Героями Советского Союза. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Сергей Поляков.
Покорение Арктики в те годы было всесоюзной мечтой. В августе 1933-го Мурманск торжественно провожает отважных полярников. В экспедицию отправляется пароход «Челюскин». Он должен доказать: доставить груз из Ленинграда во Владивосток можно за одну навигацию.
«Подтвердить возможность пользования Северного морского пути для снабжения побережья всего и для вывоза оттуда и руды, и золота, и алмазов, которые были нужны стране. Но, к сожалению, с судами тогда было плохо», – рассказал внук руководителя экспедиции Отто Шмидта Федор Шмидт.
На борту ученые, строители будущей полярной станции, журналисты, женщины и даже маленькие дети: в Карском море на борту на свет появился еще один пассажир. Девочку назвали Карина. Всего – больше 100 человек. Через 40 дней после начала экспедиции «Челюскин» намертво вмерз в лед недалеко от Берингова пролива. Почти пять месяцев пароход дрейфовал. Потом затонул.
Лед раздавил корпус. Вода захлестнула трюмы, люди едва успели покинуть пароход. Полярная зима. Температура минус 40. Под ногами лед, до берега 150 километров. Но челюскинцы не думали отчаиваться. Разбили лагерь, поставили палатки, наладили радиосвязь и стали ждать помощи.
«Как только установили связь, это ниточка жизни. Сами понимаете, люди на льду, а что дальше?», – рассказал сын радиста Эрнста Кренкеля Теодор Кренкель.
Весть о гибели «Челюскина» облетела весь мир. Никто не верил, что Советский Союз сможет спасти своих граждан. Началась беспрецедентная операция по спасению. Надежда – на авиацию. Но как лететь: координаты неизвестны, аэродромов нет, да и видимость низкая: постоянная облачность, то пурга, то туманы.
«Искусственных препятствий выше 10-12 метров над акваторией Северного ледовитого океана, слава Богу, нет. И когда ищешь площадку или терпящих бедствие людей, и самолеты и вертолеты летят как можно ближе к поверхности льда. А так как лед имеет белый оттенок, и облако белое, и небо белое, возникает угроза потери пространственной ориентировки», – пояснил заслуженный военный летчик, почетный полярник, герой России Николай Гаврилов.
На самолете АНТ-4 не было ни современных навигационных приборов, ни закрытой кабины. Летчик Анатолий Ляпидевский совершил 28 безуспешных вылетов, наполовину высунувшись из самолета. 5 марта он обнаружил «лагерь Шмидта». Сумел посадить самолет. Вывез 12 женщин и детей.
«У меня дед был не совсем про геройство с точки зрения постоянных рассказов, рекламирования своего поступка. Он вообще не считал это геройским поступком. Он считал, так должен был поступить любой, оказавшийся на его месте. Человек, который находится в беде, нуждается в спасении», – отметил внук героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского Анатолий Ляпидевский.
Спасательная операция продолжалась еще месяц. В ней участвовали семь летчиков. Они вывезли на землю всех челюскинцев и даже собак. За уникальную операцию все семеро стали первыми Героями Советского Союза. И спасенных, и спасателей с триумфом встречали по всей стране. Даже имя в народе появилось – Челнальдина, что означает «Челюскинцы на льдине».