Вот почему Николай I сам допрашивал заговорщиков - нюансы сериала "Союз спасения"
Восстание разгромлено. Кто виноват в трагедии? Это вопрос на разные лады задают себе как победители, так и побежденные. Арестованы первые заговорщики, захваченные с оружием в руках. Начинается следствие. Император Николай (Иван Колесников) лично допрашивает арестованных, пытаясь понять, кто из высших сановников манипулировал молодыми гвардейскими офицерами, что вывели солдат на площадь. Кому из своего ближнего круга он может доверять, а кому - нет.
Серия 7. "Моей вины нет"
Поручик лейб-гвардии Гренадерского полка Николай Алексеевич Панов (Александр Метёлкин), случайно обмолвившись, называет Кондратия Федоровича Рылеева и сильно удивляется, что Николаю I ничего не говорит имя популярного столичного литератора. Восторженный офицер, во время восстания имевший уникальную возможность умертвить или пленить царя, в шоке. Государь не тверд в знании отечественной словесности!
Штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка князь Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский (Антон Момот), умело и храбро командовавший восставшим полком и сумевший отразить атаку кавалерии, осознанно называет имя князь Трубецкого, считая его трусом, предателем и виновником поражения восстания. Щепин-Ростовский убежден, что Трубецкой должен ответить за свое предательство.
Отставной поручик Петр Григорьевич Каховский (Сергей Агафонов), убийца графа Милорадовича, ведет себя дерзко и во время допроса держится вызывающе. Каховский стремится убедить Николая в непрочности его победы и зыбкости его положения. Да, восстание в Петербурге разгромлено, но к столице со дня на день должна подойти с Юга 40-тысячная армия, во главе которой стоят члены тайного общества. Им уже посланы письма с приказом выступать. Каховский настолько уверен в справедливости собственных слов, что без обиняков угрожает императору: "Я - ничтожество, но вы гораздо хуже, и вы за все ответите".
Так в руки следствия попадают первые нити, потянув за которые, можно распутать весь клубок разветвленного заговора.
Член Государственного совета адмирал Николай Семенович Мордвинов (Сергей Колтаков) неожиданно появляется на квартире Кондратия Федоровича Рылеева (Антон Шагин). Литератор убежден в правоте своего дела. "Я - не изменник. Россия навсегда изменилась сегодня. А свобода без жертв не бывает!"
Мордвинов, обвинив его в случившейся трагедии, обещает: "Семье помогу. Помочь вам нечем, да и не хочется". Рылеев успокаивает сановника: "Я не хочу делать вас героем, я не упомяну вас на допросах".
Так сокровенная мысль создателей фильма о том, что за спиной восставших членов тайного общества стояли влиятельные государственные мужи, получает очередное и весьма выразительное визуальное подтверждение.
Обезумевший подполковник Гавриил Степанович Батеньков (Даниил Воробьёв) бродит по залитой кровью Петровской (Сенатской) площади, с которой поспешно убирают тела жертв восстания. На снегу бывший боевой артиллерийский офицер находит крупную картечную пулю, способную сильно покалечить, например, оторвать руку. Пуля со вмятиной деформирована от попадания в стену Сената. Только очень внимательный зритель способен вспомнить, что этот внешне не очень заметный член тайного общества, по служебным обязанностям соприкасавшийся с важными сановниками империи - графом Аракчеевым и тайным советником Сперанским, в случае победы восстания рассчитывал на очень крупный выигрыш.
Батеньков прекрасно понимал: революция - это всегда ряд заманчивых новых вакансий в верхних эшелонах власти. В одной из предыдущих серий тщеславный Батеньков высказал свое заветное желание. Он мечтал ни много ни мало стать председателем нового правительства. Это желание кажется невероятным, но создатели "Союза спасения" не погрешили против исторической истины. Во время следствия по делу декабристов было установлено, что подполковник Батеньков "питал честолюбивые виды быть членом Временного правления и надеялся в виде регентства управлять государством под именем его высочества Александра Николаевича".
Батеньков в состоянии сильного эмоционального возбуждения приходит к члену Государственного совета Сперанскому (Максим Аверин), который как ни в чем ни бывало с великолепным аппетитом завтракает, и винит его в недавней трагедии. Происходит красноречивый обмен репликами.
Сперанский: "В том, что случилось, моей вины нет".
Батеньков: "Есть вина. Есть. Ваша вина не в том, что вы возбудили мечтания о возможности перемен, а в том, что служили нелюдям, помогали им быть человеками. Нет вам прощения".
Произнеся эту гневную реплику, подполковник швыряет картечную пулю в тарелку - тонкий и хрупкий фарфор раскалывается. Он столь же непрочен, как и положение Сперанского при новом императоре. Это одна из самых впечатляющих сцен в фильме.
Проходит непродолжительное время. Император поражен. Тайный советник Сперанский, не принимавший участия в допросах арестованных заговорщиков, хорошо осведомлен о сокровенных замыслах тайного общества и знает, почему восставшие части шли к Сенату, а не к Зимнему дворцу.
Сановник умело уходит от прямого ответа на вопрос Николая и переводит разговор в плоскость абстрактных философских рассуждений о жаждущей законности молодежи: "Есть поколение, которое желает изменить свою жизнь. Что делать? Я им не судья". Однако последнее слово остается за императором.
Николай, убедившись, что Сперанский через Рылеева был связан с тайным обществом, повелительно ставит точку в диалоге: "А я вас, Михаил Михайлович, введу в состав суда, чтобы было больше законности!"
Михаил Сперанский (Максим Аверин). Фото: Первый канал. Дирекция кино.
Опасения императора не являются литературным вымыслом и находят документальное подтверждение в материалах следствия по делу декабристов. Действительно, 29 декабря 1825 года один из героев "Союза спасения" корнет Кавалергардского полка Петр Николаевич Свистунов (Тихон Жизневский) был "при священническом увещевании спрашиван":
"Кто были соучастниками вашими из высших сословий, а также в Сенате и Государственном совете? И какие из сих мест и кем получались сведения и бумаги?"
Корнет ушел в глухой отказ, но его запирательство не убедило следствие, что у заговорщиков не было влиятельных покровителей.
Вечером 13 декабря 1825 года гвардии полковник князь Сергей Петрович Трубецкой (Максим Матвеев) вместе с корнетом Свистуновым и прапорщиком квартирмейстерской части Ипполитом Ивановичем Муравьевым-Апостолом (Андрей Мартынов) отправил в Москву и на Юг важные письма, в которых предупреждал членов тайного общества о предстоящем выступлении.
Однако молодые люди не торопились, ехали медленно и весело проводя время в дороге. "Мы более четырех суток пробыли в дороге и три раза останавливались ночевать", - откровенно показал корнет Свистунов во время следствия по делу декабристов. Одна из таких ночевок в обществе девиц с пониженной социальной ответственностью из заведения мадам Поль (Александра Мареева) весьма колоритно изображена в седьмой серии "Союза спасения". Так было упущено драгоценное время.
Князь Щербатов (Алексей Гуськов). Фото: Первый канал. Дирекция кино.
Подполковник Черниговского пехотного полка Сергей Иванович Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин), узнав о поражении восстания в Петербурге и своем неминуемом аресте, решает поднять знамя восстания на Юге. Он знает, что у него есть в запасе трое суток. В течение этого времени командир 4-го пехотного корпуса генерал от инфантерии и генерал-адъютант князь Алексей Григорьевич Щербатов (Алексей Гуськов) обещал ему не предпринимать никаких действий против восставших. Более того, князь Щербатов, рассказав Муравьеву-Апостолу о поражении восстания в столице, дал подполковнику наглядный урок тактики, с военной точки зрения объясняя причины поражения тайного общества. "Кто так воюет?" - восклицает генерал.
Муравьев-Апостол уверен, что за месяц дойдет до Петербурга. Подполковника не страшат новые жертвы и новая кровь, которая прольется в братоубийственной войне. Он уверен в собственной правоте и в своем праве распоряжаться чужими жизнями.
"Что хуже братоубийственной войны - проиграть в той войне?!"
Начинается восстание Черниговского полка.