Ученые разработали новую концепцию того, как было бы можно охладить перегретую Землю

Если каждую неделю в тропопаузе, то есть в верхних слоях атмосферы, от двух килограмм до двух тонн йодида висмута(III) будут распылять, это может привести к охлаждению земной поверхности на величину от −0,07 до −0,09 ватт на квадратный метр. Это следует из исследования, опубликованного в журнале Science Advances.

Ученые отмечают, что водяной пар является главным парниковым газом, и его влияние на парниковый эффект составляет около 70 процентов или примерно 30 градусов Цельсия. Однако, если бы в атмосфере Земли не было такого количества водяного пара, средняя температура воздуха на планете была бы отрицательной. Исследователи сходятся во мнении, что одним из способов контроля над потеплением является снижение антропогенных выбросов парниковых газов.

Но помимо этого, существует и геоинженерный метод, который заключается во вмешательстве в атмосферные процессы. Один из таких методов — распыление аэрозолей в атмосфере. Исследователи из NASA и Национального управления океаническими и атмосферными исследованиями США провели моделирование, чтобы оценить эффект удаления водяного пара из атмосферы с помощью распыления йодида висмута(III).

Результаты моделирования показали, что распыление йодида висмута(III) способно снизить среднюю концентрацию водяного пара в тропопаузе на 10 процентов, что приводит к охлаждению эффекту от −0,07 до −0,09 ватт на квадратный метр. Однако, при этом наблюдается и побочный эффект — увеличение облачности на высоте 16-18 километров.

Ученые отмечают, что для достижения стабильного охлаждения необходимо распылять от двух килограммов до двух тонн йодида висмута(III) еженедельно. Они также подчеркивают, что это лишь первичная оценка потенциала геоинженерного метода, и для его развития требуется дальнейшее изучение побочных эффектов и выбор подходящего вещества для распыления.