Самарец Николай Самохин шьет храмы и раздаривает их людям
"Крещен, но не воцерковлен", - уточняет мужчина при знакомстве, и я понимаю, что общаться с Создателем он предпочитает напрямую - стежок за стежком, крест за крестом, мысль за мыслью, купол за куполом…
Хобби, которому он посвятил уже 12 лет жизни, не ординарное, оттого всяк норовит притормозить свое авто или сбавить шаг у его уличного вернисажа - раскладного столика, на котором высятся храмы, один другого краше, со всей Руси великой, но больше всего, конечно, из Самарской области. Денег и времени на путешествия у мастера нет, потому работает он по фотографиям.
Церкви скрепляет не из камня, а конструирует из картона, обшивает аккуратно окна и двери, венчая постройку яркими куполами и "золочеными" крестами из медной проволоки. А потом выставляет работы возле своего дома, что в старой части Самары на всеобщее любование.
Когда снесут его дом, поджимаемый многоквартирными высотками и бывшим американским фастфудом, Николай не знает, да и надо ли менять хорошее место в старом городе на теплый клозет - не уверен. Не по-божески это!
- Ничего не продаю, в основном раздариваю хорошим людям. Дорога тут оживленная, многие останавливаются: выходят из своих машин с детьми и женами, чтобы посмотреть, сфотографироваться. А мне и радость! Но если кто уж очень просит на заказ конкретную церковь сделать, то копеечку свою имею: за часовню - тысячу рублей, а вот за большой храм - и до трех может быть.
Всю жизнь Николай Самохин занимался тяжелой мужской работой, был помощником машиниста тепловоза на железной дороге, "пахал" на северах, а потом, став оператором котельных установок, вспомнил про школьные навыки пошива шкатулок и вазочек из открыток.
Как сам говорит, взялся за иголку чтобы время на дежурстве скоротать, ведь старые паровые котлы требовали контроля каждый 20 минут. Следуя от простого к сложному (на каком-то этапе делал и денежные деревьям из старых советских монет) пришел к церковному строительству.
- Начинал с однокупольных храмов. Никаких зарисовок на месте не делаю, все мастерю по памяти. Если возникают вопросы по канонам, консультируюсь у жены Луизы (она человек верующий) и у дочки Ксюши, она работает регентом в церковном хоре. От них я узнал, например, почему на одних храмах купола синие - это под покровительством Богородицы, а на других алые - это всех святых и апостолов, - рассказывает мастер.

- Картон, а годится для поделок только плотный, легко найти у магазинов, на отделку идут недорогие блестящие сумки-пакеты, а кресты - из медной проволоки. На одну простую модель с одной главкой, если работать восемь часов как на заводе, уходит дней десять, а большой храм как этот (мастер показывает мне храм Преображения Господня в Кижах с 21 золотым куполом) - уже два-три месяца.
Но ведь и других дел выше крыше (хотя сам Николай давно на пенсии): внучек надо из школы и детсада забрать, и на дачу сгонять, и жене по хозяйству помочь, так что процесс получается не быстрый.
Первой его творческой работой была уменьшенная копия часовенки, поставленной в месте основания Самары на Хлебной площади. Потом сотворил копию Спаса-на-Крови́, что воздвигнут на месте расстрела последнего российского императора Николая II в Санкт-Петербурге. А следом взялся за сказочный по красоте минарет, что увидел в райцентре Шентала Самарской области.
Из любимых макетов сегодня - недавно освященная Святая София на волжской набережной.
- Мне же главное, чтобы людей радовать и самому было сложно и интересно работать, всякий раз "шить" новый храм. Ну а так, как уж Бог даст, - говорит мастер.