Волгоградки рассказали, почему выбрали «мужские» профессии

С каждый годом так называемых неженских профессий становится все меньше: прекрасные дамы приходят работать в те сферы, которые традиционно считались мужской территорией. Женщины-спасатели, таксисты, водолазы и даже кузнецы сегодня редко кого удивляют. Мало того, они с поистине женским изяществом достигают профессиональных высот. «Волгоградская правда» встретилась с нашими землячками, которые выбрали не совсем стандартные для слабого пола специальности.

Волгоградки рассказали, почему выбрали «мужские» профессии
© Волгоградская правда

Капитан дальнего плавания: «Меня не хотели брать в училище»

Управлять кораблями и руководить мужским коллективом – задача не из легких. Но с ней уже больше 20 лет справляется волгоградка Юлия Завьялова. Ей с детства хотелось служить и быть связанной с военными структурами, но мечта о работе в море появилась, когда она увидела фильм «Отдать швартовы!». После этого она поступила в клуб юных моряков.

«Все мои друзья собирались поступать в военно-морские училища, и я тоже была настроена, – вспоминает Юлия. – Я написала во все заведения, на тот момент существовавшие. Мне ответили, что, к сожалению, девушек не принимают, и вообще – подготовка девушек-офицеров ВМФ – перспектива далекого будущего. Я расстроилась. Но не сдалась. Пошла в Нижегородскую академию водного транспорта на судоводительский факультет. Отучилась. И с 1998 года началась моя карьера на флоте».

Сначала работала штурманом на рыболовных судах, затем перешла на должности второго помощника и старшего помощника капитана. И только потом, после дополнительного курса обучения и сдачи экзамена, ей присвоили звание капитана дальнего плавания. Это произошло 14 лет назад.

«Вместе со всей радостью, это еще и большая ответственность, – объясняет Юлия Завьялова. – Я отвечаю не только за груз, который нужно доставить, но и за команду, за жизни экипажа. Поэтому я, к примеру, не разрешаю своему коллективу купаться в море, когда мы делаем остановки. Были случаи, когда приходилось участвовать в поисках – это страшно. На своих суднах я такого не позволяю».

По словам Юлии, женщин на кораблях она видит очень редко.

«Я начинала работать исключительно в российских экипажах, где иногда поварами были женщины, поэтому не всегда коллектив был полностью мужской, – говорит наша землячка. – Но когда я перешла в мультиязычные составы, женщин там за всю мою карьеру не было ни разу. Хотя сейчас есть такая тенденция... Например, в Швеции, там экипажи должны состоять на 50% из мужчин, на 50% – из женщин. В Азии я достаточно много женщин на кораблях встречала, причем и офицеров, и старших механиков – а это более тяжелый труд».

С ярко выраженным пренебрежением или неуважением к женщине-капитану Юлия практически не сталкивалась – на флоте строгая субординация.

«Если даже и был кто-то чем-то недоволен, то это было скрыто, агрессию никто не проявлял, – признается капитан Завьялова. – На судне выполнение заданий, приказов, указаний, инструкций обязательно. Если хоть один не подчиняется – это недопустимо. Может быть, настороженно на первых порах воспринимали. Но сейчас со многими уже дружим годами, семьями, ездим друг к другу в гости».

Что касается пословицы «Женщина на корабле – к беде», Юлия заверила нас, что это миф, который был зарожден в Англии, и сейчас уже никто в это не верит.

«В английском языке слово «судно» женского рода, и они одушевляют его, – поясняет капитан. – Поэтому считалось, что если на корабле появится еще одна женщина, то женщина-корабль будет ревновать. Находящиеся на палубе должны любить только одну женщину – то есть свой корабль. Ревность, не более того».

Автоинструктор: «Мужчины сначала в шоке, а потом фотографируются со мной»

Уже 12 лет Наталья Остапенко помогает желающим научиться водить машину. Хотя в юности у нее не было такой мечты, ей просто хотелось ездить на мотоцикле.

«В 9-м классе я с мальчишками каталась на мопеде, потом мне захотелось пересесть на «железного коня», – вспоминает женщина. – Но мои родители были против. Отец отговаривал, объяснял, как это опасно, тем более для девушки. Хотя потом я узнала, что мама тоже мечтала водить, даже планировала получить права, но забеременела мной. И папа был мотоциклистом. Получается, что мне это желание просто перешло по наследству, можно сказать, оно у меня в крови».

Аргументы родных не убедили. Наталья получила водительское удостоверение в 90-е – тогда женщин за рулем было немного. А через 15 лет жизнь привела ее в новую профессию.

«У меня родился сын, и я хотела найти работу, чтобы совмещать ее с материнством, – рассказывает Наталья. – Я спросила себя, что я умею хорошо делать, и ответ моментально пришел: хорошо водить машину. Ко мне часто обращались знакомые с просьбой научить ездить за рулем. Так что опыт преподавания у меня был. Так и возникла мысль зарабатывать на любимом занятии деньги».

Чаще всего к Наталье приходят учиться представительницы прекрасного пола, но иногда брать уроки вождения у инструктора-женщины решаются и мужчины. Реагируют по-разному: кто-то удивляется, другие радуются. А некоторые остаются недовольными.

«И это нормально, ведь мы можем просто не подходить друг другу, но дело тут вовсе не в том, какого пола преподаватель, – уверена наша собеседница. – Важно, чтобы человек был профессионалом и ему нравилась его работа. Один парень сказал, что выбрал именно меня, потому что критику от женщины легче выслушивать. Другой сначала чуть ли не возмущался, а после мастер-класса захотел со мной сфотографироваться, настолько он был восхищен».

В своей работе, как считает автоинструктор, ей приходится быть не просто преподавателем, но и психологом.

«Я всегда помню про то, что человек приходит неопытный, что в большинстве случаев ничего не знает, боится, – объясняет Наталья. – К примеру, была у меня клиентка – бабушка 72 лет. У нее умер муж, осталась дача, которую она не хотела бросать, но добраться туда можно только на машине. Когда мы с ней занимались, ей было тяжело не только во всем разобраться, но и перебороть свое волнение. А у меня от природы есть умение выслушивать, поддерживать и направлять других людей. Поэтому, помимо того что преподаю техническую часть, я еще и убираю страхи выезда на дорогу, вселяю в будущих водителей надежду, что у них все получится. Потому что сама когда-то прошла этот довольно-таки тернистый путь, ведь мне было тоже страшно, и в меня никто не верил, меня никто не поддерживал. Про «обезьяну с гранатой» я тоже наслушалась. А теперь я не просто осуществила свою мечту водить машину. Я и другим людям помогаю это сделать».

Преподаватель сварочного дела: «Красный цвет – моя стихия»

В семье нашей третьей героини шутят: «Кто может родиться в семье металлурга и педагога? Только спецтехнолог сварочного производства». Анастасия Ананьева говорит: в металлургию тянуло с самого детства.

«Мой папа работал и до сих пор трудится на заводе, и часто рассказывал мне истории, да так интересно, что я грезила увидеть все это своими глазами, – делится воспоминаниями девушка. – Я часто просила его взять меня с собой, но, конечно, это было невозможно. И уже тогда я знала, что, скорее всего, с этим свяжу свою жизнь. Когда в детстве узнала, что «Красный Октябрь» производит не конфеты, а металл, мне сразу же захотелось туда попасть».

В итоге Анастасия отучилась на инженера по специальности «металловедение и термическая обработка металлов». По ее словам, из 250 человек на потоке было всего 20 девушек.

«Уже тогда, на первом курсе, я впервые столкнулась со сварочным процессом, – говорит наша собеседница. – Я испытала восхищение, удивление: вот были два куска металла – и их соединили! Это завораживало. Страшно совсем не было. Наоборот – очень любопытно, красиво, ярко. Я сама периодически что-то варю – то ворота на даче, то петли на двери. Мне нравится. И вообще очень интересная закономерность, что меня окружает красный цвет – цвет сварки, завод, на котором я работала. Оба моих диплома – тоже красные».

Поработав на металлургическом предприятии, Анастасия решила пойти не только по отцовским, но и по маминым стопам. В 2013 году стала преподавателем. Большинство ее учеников, конечно же, парни. Которых сначала очень удивляет, что такому мужскому делу их будет обучать хрупкая девушка.

«Моя задача – чтобы они видели во мне профессионала, – объясняет волгоградка. – Я считаю, что гендерное разделение профессий – достаточно условное. В современном мире не существует профессий женских или мужских, мы видим, что мужчины работают мастерами маникюра, а женщины – сварщиками. Во время войны вообще мужчин-сварщиков не было, они все были на фронте, и эту позицию занимали женщины».

Как говорит Анастасия, на работе ее окружают практически одни мужчины. И всегда относятся с уважением.

«Я училась в техническом вузе, работаю все время в мужском коллективе, и все заботятся, помогают что-то тяжелое принести, поднести, – рассказывает педагог. – Не скажу, что мне в профессии тяжело, сложно, но для того чтобы чего-то достичь, надо постоянно трудиться и идти к своей цели. И успех обязательно придет».

В 2023 году Анастасия Ананьева выиграла региональный этап конкурса «Мастер года» и заняла второе место в финале – став одним из самых лучших специалистов России.