Единственная в России женщина-оружейник Ася Еутых выполняет заказы принцев
В Адыгее живет единственная в стране женщина-оружейник и знаменитый ювелир Ася Еутых. Ее мечи-акинаки хранятся в Государственном Эрмитаже, где, между прочим, экспонируют только предметы искусства прошлого, в сентябре 2007 года для Еутых сделали исключение, признав ее работы шедеврами, имеющими музейную ценность.
Недавний масштабный проект художницы - "Золотая кладовая" на территории городского парка в Майкопе. Работа над этим музейным ансамблем еще продолжается, в то же время посетители могут увидеть золотое убранство интерьера, а за стеклами витрин - лучшие произведения мастера.
При встречах с корреспондентом "РГ" Ася Еутых не раз признавалась, что любовь к металлу передалась ей от предков. Ее дед Цикузий, чье имя в переводе на русский означает "маленький" и звучало забавно при почти двух метрах роста, был ювелиром. В ауле Ассоколай в своем доме он держал мастерскую, изготавливая по заказу золотые зубы, украшения и оружие, а все свободное время отдавал мельнице.
- Рассказывали, как во время войны в реке Фарс была подбита огромная немецкая машина, и дедушка вытащил из нее мост, - вспоминает Ася. - Вкопал его посередине мастерской и приладил к нему жернов. Днем мельница была ручная, ночью же становилась электрическая. Весь аул ходил к нему молоть, пока один из соседей не донес. Пришли с обыском, вырвали мост из земли и нашли провод, а под подоконником выключатель. По правилам того времени за подобные вещи могли расстрелять. От наказания спасла случайность: когда уже в сельсовете принялись составлять протокол на единственной в районе печатной машинке, она сломалась. За это тоже могли посадить… и дед ее отремонтировал.
И хотя дед ушел из жизни еще до рождения Аси, о его ювелирных секретах поведала бабушка. Как вспоминает художница, она всегда любила рисовать. Могла часами просиживать с карандашами, придумывая образы принцесс, позже изучала старинные орнаменты. К примеру, чтобы провести аккуратную линию завитка на бумаге, необходима была не просто твердая рука - за основу брали виноградный усик. Работа требовала кропотливой точности. Позже эти навыки пригодились в ювелирном искусстве.
Первый комплект украшений она сделала под руководством известного дагестанского ювелира Курбан-Али Магомедова. Будучи студенткой художественно-графического факультета Кубанского университета, Ася приехала в Махачкалу готовить дипломную работу.
- Первый вопрос, который задал учитель - какие у вас на родине носят украшения? - рассказывает оружейница. - А черкешенки всегда придерживались скромности, в одежде у них только пояса с кинжалами и застежки. Пояс так пояс, но когда изделие было почти готово, учитель предложил сделать еще и комплект украшений, чтобы оставить его на факультете. Оказывается, в Дагестане такого стиля даже не видели. Почти два месяца я не выходила из мастерской - вокруг духота, комары… и жар огня, в котором плавишь шарики серебра.
Ася считает, что женщины любят клинки не меньше, чем мужчины, и не хуже разбираются в тонкостях холодного оружия. В древних женских захоронениях ученые находили множество ножей и кинжалов. Мужчины в те времена ковали, женщины занимались литьем, и именно их тонкие пальцы создавали изящные линии замысловатого рисунка.
Мировую известность ей принесли сразу несколько творческих проектов. Наследный принц Иордании Али бин Аль-Хусейн, увидев на одной из выставок работы Аси, предложил ей в 1998 году изготовить оружие для личной черкесской гвардии. Первоначально планировалось, что в работе ей будут помогать местные ювелиры. Однако в течение нескольких месяцев, пока готовился заказ, в столице не нашлось ни одного мастера, который бы согласился взяться за дело без опасения погубить свою профессиональную репутацию. Поэтому все 16 комплектов церемониальной экипировки - от газырей до шашек - Ася выполнила вдвоем со своим супругом Русланом Туркавом.
Спустя шесть лет принц снова обратился к оружейнице - уже с просьбой создать свадебные украшения для своей невесты Рим Брахими, а также оформить монарший сервиз на 48 персон. На свадьбе девушка блистала в адыгском национальном платье, сшитом портными из Нальчика, а пояс принцессы украсил крошечный кинжал.
...Трехэтажное здание "Золотой кладовой" с ажурными башенками стало яркой достопримечательностью Адыгеи. Внутри золотое пространство полностью создано ее руками: многоуровневый потолок с крупным рубином в центре и декором (только на него ушло 1,5 года), капители, венчающие колонны, мозаичное панно с быками, собранное из кусочков мрамора. Прообразом послужили археологические находки IV тысячелетия до новой эры в знаменитом Майкопском кургане.
На стенах кладовой стилизованные изображения барсов, белок, птиц и пчел. Эти персонажи композиционно объединены, и, кажется, будто они ведут между собой безмолвный разговор. А в центре помещения возвышается походный скифский царский трон, воссозданный по древним изображениям. Конструкция его такова, что при необходимости перевозки он разбирается на 12 частей, причем за 10-15 минут. Удивительно, что до наших дней дошли лишь фрагменты походных тронов, но ни одного целого и ни одного чертежа. Прекрасно ориентируясь в символах прошлого, Ася Еутых смогла создать свой уникальный вариант: на подлокотниках восседают серебряные барсы в золотых попонах, линии на высокой спинке сплелись в мировое древо, венчают же трон бронзовые птицы с колокольчиками.
- Строительство "Золотой кладовой" велось десять лет, но такой масштабный проект для художника - вся жизнь, так что впереди еще полно работы, - признается мастер, приглашая нас в уголок-гостиную. - Предстоит "одеть" фасад в орнамент, во дворе установить золотое дерево нартов и хрустальный домик для белочки. Моя мечта - перейти к художественному чугунному литью: все балясины и перила, фонари и лавочки, круговой балкон по периметру здания будут сделаны по этой технологии. И даже кресла, укрытые подушками.
Ася подчеркивает, что и помыслить не могла о собственном музее. "Ни один ювелир не сумел сохранить коллекцию собственных произведений - все они попадают в руки покупателей. А кто-то вообще за всю жизнь создал лишь несколько шедевров", - говорит она. Сначала вместе с супругом Русланом художница думала просто о своей мастерской, но в промышленной зоне обустраивать ее не хотела, в частном же секторе предприятие могло помешать соседям. Как говорится, вмешался случай.
Неизменный атрибут одежды черкешенки - пояс с кинжалом и застежками. Фото: Владимир Аносов/РГ
- Территория парка, на котором возведена "Золотая кладовая", раньше принадлежала республике и выглядела неухоженной, - рассказывает ювелир-оружейник. - Позже ее передали администрации Майкопа, и после утверждения проекта благоустройства со спусками к реке Белой, дорожками и вертолетной площадкой ко мне обратилась главный архитектор города Галина Ирхина: "Ася, если вы ничего не построите, то запрудят одними кафе". Так родилась идея музея. Конечно, сейчас в здании я бы многое изменила, но тогда мне было важно спроектировать мастерские, развести внутренние лестницы и парадную - для посетителей. В процессе я часто хваталась за голову и думала, как привести это в человеческий вид. Например, как сделать арки между четырьмя большими колоннами, чтобы они аккуратно подходили к потолку? Нарисовать на бумаге это невозможно, я сделала макет по типу детской книжки-раскладушки, в итоге глаз сейчас ни за что не цепляется, все элементы уравновешены.
В десяти витринах выставлены известные произведения Аси - серебряные ритоны "Золотой бык" и "Великий источник", ножи из дамасской стали. Здесь же украшения черкесского костюма - женские пояса с миниатюрными кинжалами, браслеты, колье, вышитые бисером сумочки. Изделия, от которых веет тысячелетней древностью, можно рассматривать часами.
- Признаюсь, эпоха живописи, ювелирного искусства уходит, посмотрите, сколько штампованных изделий лежит в магазинах, а благодаря 3D-технологиям искусно отливаются крошечные рельефные иконки в серебре, - констатирует Ася Еутых. - Хорошо это или плохо? Думаю, глупо противиться прогрессу, так что художественный ручной труд со временем превратится в элитарное ремесло. Но и требования к такому искусству будут высоки. К примеру, когда в моей мастерской рождается новое изделие, я всегда задаюсь вопросами: кто наденет это украшение, к какому платью? А человек поймет, что ему подарили? Если это предмет декора, в какой интерьер он впишется?
Мечи из дамасской стали Аси Еутых сравнивают с находками древности. Фото: Владимир Аносов/РГ
Для посетителей кладовой предусмотрены экскурсии. Также здесь можно приобрести памятный сувенир и попробовать поработать с воском, чтобы слепить для себя модель украшения. А вот в мастерские заглянуть не получится. И это не хозяйская прихоть, так повелось исстари у оружейников: металл и драгоценные камни любят тишину...
Секрет ювелуса
Основным материалом уникальных произведений художника из Адыгеи стал ювелус - фирменный сплав, восстановленный по древним рецептам. Соединению серебра, золота, меди и олова долго не могли выбрать подходящее имя.
- Название вышло семейное, Руслан как астролог долго подбирал к нему имя, - как-то раз отметила в разговоре с корреспондентом "РГ" Ася Еутых. - На самом деле такие сплавы уже находились на нашей территории в течение последних 5000 лет. Некоторые дедушкины работы сделаны из него. Наши предки добывали благородные металлы в долинах рек, в рудниках, и в них всегда содержались примеси. По этим примесям можно было определить происхождение вещи - изготовлена ли она на родной земле или же оказалась военным трофеем. Например, меотские, скифские украшения из бронзы обладают определенным составом. А мы попытались такой сплав не просто воспроизвести, но и усовершенствовать.