Масленица, Сырная седмица, Прощеное воскресенье: традиции и обычаи
Широкая Масленица, русская душа
Масленичная пора длится неделю. У каждого дня есть свои традиции, но одна из них неизменна – в каждом доме пекут блины. Горячий, с пылу-с жару, огненный блин был издревле символом солнца. Действительно, до весны уже рукой подать, а весна для поколений наших предков была временем особым.
Крестьяне, из века в век трудившиеся на земле, вступали в новый год – впереди была работа на полях, которая принесет изобильный урожай.
Гуляли на Масленицу широко, с настоящим русским размахом. На стол подавали блины, причем щедро сдабривали их сметаной, маслом, медом, икрой или рыбой. В рязанских деревнях эту традицию очень чтили: на юге блины пекли тонкие – их зовут каравайцами или каравайчиками, сейчас они становятся одним из кулинарных брендов Рязанской области. На севере Рязанщины предпочитали блины пышные, дрожжевые.
Обязательная традиция по сжиганию чучела Масленицы бытовала практически везде, однако у нас во некоторых селах лепили еще и «снежных чучел» - проще говоря, снеговиков. Они олицетворяли зиму, и в последний день Масленицы их радостно разрушали. Если же сжигали Масленицу из соломы и тряпок – то оставшийся от костра пепел рассеивали по полям: в некоторых рязанских селах это считали залогом хорошего урожая.
Из традиционных забав этой поры можно отметить катание на санях и со снежных гор, гуляние ряженых по селу и кулачные бои. Заканчивала Масленица в воскресенье – это был последний и самый шумный, яркий день праздничной недели.
Однако на Рязанщине была известна также Малая Масленица – она приходилась на следующее воскресенье, и в этот день вновь пекли блины, но уже постные. Родственники недавно вышедших замуж девушек обходили с иконой родственников ее мужа.
Весна души начинается с прощения
Масленица объединила в себе народные обычаи, однако последняя неделя перед Великим Постом имеет особое значение и для всех верующих. В Церкви эти дни зовутся Сырной неделей.
Это – преддверие самого важного периода для верующих, последняя подготовка перед самым строгим и долгим постом в году, который, в свою очередь, завершается главным православным праздником – Пасхой.
Последнее воскресенье перед Постом – Прощеное. Чтобы с чистым сердцем начать Пост, нужно было попросить прощения у всех, кого вольно или невольно мог обитель – и отпустить обиды на других. Друг друга приветствовали в этот день словами: «Простите меня!». В ответ раздавалось: «Бог простит, а я прощаю».
Великий Пост называют «весна души» - это время молитвы, добрых дел, работы над собой. На Рязанщине в эти дни соблюдали традицию «творить благо» - старались побывать в «домах призрения», где доживали свой век одинокие старики, или в тюрьмах. С собой приносили одежду для обездоленных, еду, жертвовали деньги. Делать это полагалось не напоказ, а втайне.
С завершением Поста в Рязанской области тоже была связана интересная традиция: на праздничную службу в некоторых деревнях верующие женщины приходили в двух платках: снизу повязывали белый, праздничный, а сверху прикрывали его темным, «постным». После слов «Христос Воскресе!» верхний платок снимали – и темная толпа словно озарялась светом. Это может быть неким отражением церковной традиции Прощеного воскресенья, когда в середине службы священники в храмах меняют облачение со светлого на темное.
Ранее мы публиковали рецепты блинов по-рязански.