Для мусульман начался священный месяц Рамадан. Как верующие проводят его в Москве и с какими проблемами сталкиваются
Для мусульман всего мира наступил священный Рамадан. До 9 апреля верующие не должны ни есть, ни пить с восхода до заката, а также совершать добрые дела. В мусульманских регионах России днем не будут работать кафе, рестораны и часть магазинов, а сразу после заката тебе прямо на улице могут вручить еду и воду. В Москве все иначе. С чем сталкиваются столичные верующие, где взять халяльную пищу, как держат пост таксисты и при чем тут финики — об этом и многом другом «Мосленте» рассказал первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир-хазрат Мухетдинов.
Про большую удачу и выигранные минуты
Прежде всего я хотел бы поздравить всех правоверных мусульман с наступлением священного месяца Рамадана. Для российских мусульман и вообще верующих, проживающих в северных широтах, наступает фаза благоприятных дней. Ежегодно на 11 дней Рамадан смещается к началу года. Это значит, что в наших широтах мы выигрываем порядка 22-25 минут — световой день в течение Рамадана сокращается.
Это принципиально важно. Одно дело совершать пост в длинные дни, когда, например, в Санкт-Петербурге солнце заходит около 22 часов, в Москве — около 21 часа, а продолжительность дня поста достигает 20 часов. Но уже сейчас правоверные мусульмане в наших регионах могут принимать пищу где-то до пяти часов утра, а разговение наступает в районе 18:30.
Условия поста в России в ближайшие годы будут более-менее соответствовать мекканским. Но Мекка и соседние с ней регионы расположены близко к экватору. Там день и ночь круглый год сменяют друг друга практически в одно и то же время. Световой день в тех широтах длится порядка 12 часов. В нашей стране ситуация иная, так что, если Рамадан выпадает на теплое время года, и взрослым, и тем более детям может быть сложно. Объяснить подростку, что он должен выдерживать без еды и воды 18-20 часов, очень непросто.
Про новые технологии
В наших городах в последние годы мы видим очередную волну исламского возрождения. У нас работает достаточное количество не только мечетей, но и молитвенных домов, медресе и других религиозных учреждений.
У нас теперь есть новые технологии, и человеку уже необязательно ходить в мечеть, чтобы, например, приобрести памятку о том, во сколько нужно совершать ту или иную молитву, до какого часа воздерживаться от еды и питья, во сколько организовывать ифтар (ужин во время Рамадана, происходит после захода солнца — прим. «Мосленты»). Я помню, как в советское время это было проблемой. Люди специально приходили в немногочисленные тогда мечети, чтобы найти всю эту информацию. Теперь же достаточно просто выйти в сеть с помощью смартфона и посмотреть расписание намазов или самого поста в зависимости от города, в котором ты находишься.
Про халяльную еду
Еще один важный момент — халяльное питание. В советское время у верующих это была главная проблема. У всех был один и тот же вопрос: как хотя бы во время Рамадана кормить семью халяльным мясом (мясом животных, зарезанных с соблюдение особых, предписанных исламом правил, — прим. «Мосленты»)? Я знаю, например, что люди в СССР, которые, может быть, не очень щепетильно соблюдали все религиозные предписания, старались хотя бы в течение священного месяца есть халяльную пищу. И это было очень сложно.
Сейчас с этим опять-таки никаких проблем нет. Ты можешь взять тот же смартфон и заказать в любом магазине все, что тебе нужно. Доставка принесет прямо домой и халяльную курицу, и колбасы, и сосиски, и что угодно еще.
Про финики, 90-е годы и помощь от состоятельных людей
Мусульманская традиция гласит, что пост надо прерывать финиками. Так делал пророк Мухаммед. Для ряда людей это всегда была прямо идея фикс — надо разговляться финиками, потому что так будет больше благодати, и награда Господня будет выше.
В 1980-х и в начале 1990-х о финиках, может, кто и слышал, но большинство имело о них самые смутные представления. Тогда финики заменялись или водой, или маленькой щепоткой соли, или сухофруктами — курагой, черносливом и так далее. Но сегодня и с ними вопросов нет — финики можно купить, где угодно.
Кстати, многие бизнесмены, состоятельные люди считают своим долгом покупать необходимые продукты питания, прежде всего — финики, и в мечетях раздавать все это людям, которые приходят на молитву, чтобы, именно съев их финик, человек прервал пост. Пророк Мухаммед говорил: кто поможет разговеться правоверному мусульманину, накормит его, тот получит награду, равную посту. Люди стремятся следовать этому. В итоге, если раньше мы видели в благословенных Мекке и Медине, как богатые люди приносят огромные коробки и раздают финики, творог, йогурты, чай, кофе и другие продукты, то теперь все то же самое мы наблюдаем здесь, в России, в Москве. И если когда-то это было экзотикой, то сейчас это говорит о том, что сам пост становится осмысленным, цельным, содержательным. Люди ждут его, как и следует ждать праздника, ведь Рамадан — это целая цепочка священных действий, где объединяются и пост, и молитва, и встречи с друзьями, и совместное изучение Корана, и масштабная раздача милостей.
Про тех, кто ходит по десять километров, и метро
В моем родном Нижнем Новгороде, когда я был ребенком, а потом и подростком, можно было услышать рассказы, как 80-летние бабушки по десять километров шли в мечеть из одного района города в другой. Метро не было, а в позднее время никакие автобусы не ходили. И чтобы в одну единственную работавшую мечеть города приехать, они должны были преодолевать значительные расстояния, а потом поздно возвращаться к себе домой пешком. Эти рассказы, несмотря на годы воинствующего атеизма, сохранились и передаются дальше. Это истории про настоящий духовный подвиг.
Но сейчас в крупных городах есть метро. Мы знаем его расписание, любой человек спокойно может на общественном транспорте добраться до мечети и совершить коллективную молитву — таравих (дополнительная общая молитва, совершаемая только во время Рамадана, — прим. «Мосленты»).
Воскресным вечером, 10 марта, например, десятитысячная Московская соборная мечеть, несмотря на то что было больше 20:00, была полностью заполнена верующими. Понятно, что в последующие дни это число будет корректироваться. Скажется усталость, на кого-то пост может повлиять так, что он не найдет в себе сил прийти. Но то, что наши мечети превращаются в эти дни в подобие ульев, куда пчелы собираются, слетаются на молитву, — факт.
Про сон, климатические сложности и арабскую сиесту
Когда ты пребываешь в сугубо мусульманской среде, она помогает тебе. Например, сдвигаются графики рабочего дня. Это очень важно. Например, в первый день Рамадана, чтобы успеть принять праздничную пищу, я проснулся в районе четырех часов утра. Мне нужно было до пяти часов обязательно поесть.
Во время Рамадана ты прерываешь свой благой сон для совершения молитвы и дополнительного приема пищи. Но не каждый человек готов к прерыванию сна. Кому-то просто сложно есть очень рано утром, даже если это всего лишь йогурт или горячий чай. Другим после этого сложно снова заснуть и проспать хотя бы до семи или восьми утра, в зависимости от того, во сколько нужно идти на работу, в университет или в школу. Это непростые моменты.
В Мекке, где существует теплый арабский климат, пост складывается по-другому. Ты до зари просыпаешься, совершаешь омовение, ешь, потом молишься и… идешь на работу.
В арабской традиции, как и у всех людей, живущих рядом с экватором, всегда было свое понятие, сходное по значению с испанской сиестой, — кайлюля. Из-за того, что их рабочий день начинался с первыми лучами солнца, в обед им нужно было хотя бы пару часов отдохнуть, восстановить силы и сохранить баланс. У нас все иначе
Могу по себе сказать, несмотря на то что я человек физически активный, к какому-то дню соблюдения поста уже в три-четыре часа дня у меня холодные руки, холодные ноги, холодное тело. И что бы я ни делал, чтобы согреться, без горячего чая и горячей пищи это очень непросто. И если пост выпадает на холодные зимние или весенние дни, все это не способствует элементарному согреванию организма.
Про мусульман в городской среде
В больших городах мусульмане, соблюдающие пост, постоянно находятся среди людей другого вероисповедания или среди людей светских. Конечно, в Рамадан все они продолжают есть и пить в привычном режиме, ведь на них не распространяются исламские традиции. И мусульманам бывает очень непросто перестроиться.
Нужно понимать, что не все должно упираться в вопрос о еде и воде. Более того, суть поста с этим не связана. Самое главное — воздержание от дурных поступков. Именно поэтому люди, которые не могут держать пост по причине проблем со здоровьем, могут все равно находиться в состоянии постящихся, совершая добрые дела и не давая воли своему эго.
Да, жизнь в городах приносит дополнительные испытания в такое время. Особенно это сказывается на детях. Когда они идут в школу, если это уже старшие классы, мы говорим с ними: вы уже взрослые, вам нужно соблюдать пост. Но объяснить им, что, когда их друзья пошли в столовую или на переменке что-то жуют, им нужно дождаться 18:30, чтобы поесть, непросто.
Про разных людей и уважение друг к другу
Как вести себя с мусульманами, соблюдающими пост, представителям других конфессий или просто светским людям — вопрос индивидуальной культуры. Многие люди идут навстречу и говорят, что в Рамадан при нас ни есть, ни пить не будут. Например, когда во время Рамадана мы продолжаем упорно работать в Духовном Управлении мусульман России, к нам приходят на прием послы немусульманских стран или ученые, мы предлагаем им чай или кофе, но они обычно вежливо отказываются, говоря, что из солидарности с нами воздержатся, чтобы лишний раз не искушать нас. Это норма.
Но люди есть разные. Никто не требует от них настолько глубокого уважения. Жизнь движется, и, если мусульманину в Рамадан есть не нужно, кому-то другому это надо. Так что тут частные моменты не должны носить всеобщий характер
Но потихоньку мы все привыкаем, притираемся друг к другу, начинаем проявлять больше уважения и понимания к тем, кто соблюдает те или иные традиции, если хотим сохранять добрые дружеские отношения с коллегами, соседями, друзьями и тем более родными. Это приходит с годами, с осмыслением мира вокруг.
Про опасность и пользу голода
Ограничения в еде и питье — палка о двух концах. Об этом есть разные суждения. Есть близкое мне по духу мнение, что голод будоражит нашу нервную систему, можно сказать, оголяет наши нервные окончания, и мы приобретаем навыки, которых раньше не имели.
Первое время, конечно, человек из-за строгих ограничений может чувствовать раздражение и даже злость, но с каждым днем эти ощущения притупляются. Он становится более уравновешенным, более гармоничным внутри.
В мусульманской традиции пост — проверенное средство, чтобы обрести эмоциональную устойчивость и научиться контролировать свои импульсы. Например, если молодой человек или девушка достигли возраста полового созревания, но не могут пока вступить в брак, это может быть проблемой. В любой религиозной традиции близкие отношения без соответствующего обряда воспринимаются как разврат. Исламская традиция в этом случае диктует притуплять взоры, хранить свои члены и соблюдать пост. Последний как раз и помогает держать под контролем свои желания.
Я сам соблюдаю пост уже 34 года — со своих 13-ти. В моей жизни были случаи, когда я встречал Рамадан и в жарком, и в холодном климате, проходил его и в теплое время года, и в холода. Уже можно многое сказать по факту, а не в теории.
Я видел, как люди менялись во время поста, менялись сами их лица. Когда я вижу тех, кто 30 дней соблюдал пост, говорю: на вас печать нура, света.
Во-первых, во время поста человек теряет вес. Многие поэтому видят в посте не религиозную благодать, занимаются самообманом и думают: будут держать пост, скинут пять-десять килограммов. Да, в любом случае это произойдет. Большинство из нас скорее страдают от лишнего веса, чем от его недобора, так что эти люди действительно смогут преобразиться физически.
Про поздние ужины и глупость человеческую
Люди, далекие от ислама, иногда говорят глупости. От них можно услышать: «Вот, хорошо вам, мусульманам, вы по ночам наедаться можете». Но мы не можем. Если человек соблюдает пост, уже через несколько дней его желудок так сокращается, что во время ифтара ты смотришь голодными глазами на все блюда на столе, думаешь, что налетишь и сразу все попробуешь, а потом понимаешь — бульона чашку выпил, чем-то легким закусил и все.
Первые два-три дня поста наиболее тяжелые. У кого-то может болеть голова, кого-то подташнивает, но потом мы все перестраиваемся. От своих близких, друзей, знакомых я слышу, что потом пост буквально пролетает на одном дыхании, а они в финале чувствуют легкость. Часто говорят: «Мы будто летаем, порхаем».
Про тех, кому поститься в Рамадан нельзя
В принципе, любому человеку, которому врачи прописали прием препаратов, который зависит от определенного времени или привязан к приему пищи, держать пост необязательно. Также послабления есть для беременных женщин, кормящих матерей, женщин, у которых регулы.
Очень аккуратными должны быть люди в преклонном возрасте. Если соблюдение поста может стать причиной болезни, серьезного ухудшения здоровья или врачи говорят им, что пост несет угрозу их жизни, его соблюдение не просто не обязательно. Такой пост порицаем и запрещен
Тот, кто вопреки всему этому считает, что его пронесет, и все же постится, получает не награду, а наказание. Так делать нельзя. Во-первых, это может быть и проявление гордыни, когда человек в каком-то смысле играет в религию. Но тут может быть еще и подверженность влиянию социума. Я вспоминаю своих родственников, которым было уже за 90 лет. Им уже не надо было держать пост, у них были проблемы со здоровьем, но они все равно не хотели послаблений, потому что были уверены: люди скажут, что они плохие мусульмане.
К сожалению, мне известно также несколько случаев, когда врачи запрещали религиозным деятелям соблюдать пост в силу их возраста, но они не желали прислушаться и умирали буквально на второй день. При этом в первый день они говорили, что попостятся только сутки, это будет некий символ. Но на следующее утро они не просыпались.
Конечно, все в руках Аллаха. Но Бог любит, чтобы человек правильно использовал и священное писание, и разум, и здравый смысл. В Коране о посте есть много очень важных высказываний, которые нельзя упускать духовным деятелям, когда они напоминают верующим об этом: «О верующие, предписан пост для вас, как предписан он был для тех, кто был до вас. Аллах желает для вас облегчения с помощью поста, но не желает для вас затруднений в виде поста». Пост не должен принести дискомфорт, тем более ты не должен из-за поста заболеть или умереть.
Про игры в религию и таксистов
Но в современную эпоху мусульманские ученые изощряются, пытаясь вывести в число тех, для кого пост необязателен, например, спортсменов, участвующих в национальных сборных. Особенно это касается тех, кто занимается силовыми видами спорта, — борцов, боксеров и так далее. Но я считаю, что это опасный путь. Мы так можем дойти до деления по профессиям или до деления тех же спортсменов на тех, кто в большей или меньшей зоне риска. Вот только, к примеру, водитель автобуса или машинист в метро рискует точно не меньше. А сколько у нас мусульман среди таксистов?
Они, конечно, изворачиваются, говоря, что они в пути, потому могут пост не держать
Здесь есть рациональное зерно. В исламе действительно есть послабления для тех, чей путь длиннее 80 километров. Номинально водители такси, конечно, наматывают за день иногда и больше. Но они все это время находятся в одном и том же городе. Так, любой из нас, кто живет в Подмосковье, а работает в Москве и каждый день ездит из дома в центр столицы, получается, постоянно в пути.
На сегодняшний день, учитывая, что ездим мы на скоростном транспорте, а не передвигаемся пешком или на лошади, это тоже своего рода игра в религию. Я считаю, что в это не надо играть. Такие вещи всегда выходят боком. Можно самому себе казаться очень хитрым и изворотливым, но обязанностей с тебя все равно никто не снимает. Когда ты произносишь слова аль-шахады: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его» — ты приносишь своего рода присягу, возлагаешь на себя предписанные Богом обязанности. Так что все индивидуально. Каждый должен сам понимать свою ответственность перед Всевышним.