Появятся ли снова в России специальные версии орденов для различных конфессий

В Москве открылась первая фалеристическая научная конференция "Государственная наградная система Российской Федерации: история, современная модель и новые приоритеты". Она посвящена 30-летию современной системы государственных наград и организованная Российским историческим обществом совместно с РГСУ.

Появятся ли снова в России специальные версии орденов для различных конфессий
© Российская Газета

Как награждают иностранцев и будут ли в России специальные версии орденов для мусульман, рассказал "РГ" ректор РГСУ, академик РАХ Андрей Хазин.

Андрей Леонидович, все ли у нас в порядке с наградами?

Андрей Хазин: Среди государственных символов именно знаки государственных наград связывают непосредственно гражданина с государством и нацией. Они являются символами благодарности страны и народа людям, которые совершили подвиг или имеют большие заслуги, но вместе с тем они являются и видимым для каждого символом истории и величия страны. Поэтому, казалось бы, даже незначительные детали наградного дела - выражение уважения к героям и их подвигам и заслугам.

С моей точки зрения, у нас недостаточно полно разработано награждение глав иностранных государств.

Напомню, что в период Российской империи, единственной наградой для руководителя другого государства мог быть орден Св. апостола Андрея Первозванного. Практика вручения иностранцам ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени, очевидно, была неудачной и фактически прекращена, орден же Св. Андрея, врученный иноземцам за 26 лет после восстановления ордена 4 раза, не может отражать всей палитры международных отношений. Вручение же орденских знаков на пятиугольных колодках главе государства зачастую воспринимается как недостаточное по статусу. Поэтому следует продумать вопрос о введении знаков на чресплечных лентах и со звездой, в том числе, для вручения в рамках государственных и официальных визитов, как это и оговорено вековыми традициями дипломатического протокола.

Всем народам можно вручать одинаковые ордена или есть национальная специфика, которую нельзя нарушать?

Андрей Хазин: Нам предстоит возродить российские традиции выдавать по просьбе кавалеров орденов, исповедующих религии, не допускающие изображения людей, знаки "для лиц нехристианского вероисповедания", как это было принято с середины XIX века. Тогда в медальоны орденских знаков и звезд вместо изображений святых и их вензелей помещался государственный герб.

Ордена для женщин чем-то отличаются от мужских?

Андрей Хазин: Скорее способ ношения высших государственных наград кавалерственными дамами - это вопрос, на который следует обратить внимание при развитии отечественной наградной системы. Речь в первую очередь идет о знаках орденов "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней, которые положено носить на шейных лентах. Использование таких способов ношения с вечерним платьем, конечно, крайне затруднительно. Поэтому, возможно, следует расширить практику ношения дамами таких знаков на бантах из орденской ленты, как, например, это было сделано изначально при восстановлении ордена Св. Екатерины.