Войти в почту

«Адмирал Кузнецов». В России сняли сериал об одном из самых ярких героев Великой Отечественной. Чем он удивляет зрителя?

На платформе «Смотрим» — один из первых ее оригинальных проектов: созданная при поддержке «Института развития интернета» военно-историческая драма «Адмирал Кузнецов», повествующая о подвигах самого молодого народного комиссара Советского Союза в годы Второй мировой войны. «Лента.ру» рассказывает, чем этот сериал пытается поразить зрителя.

«Адмирал Кузнецов». В России сняли сериал об одном из самых ярких героев Великой Отечественной. Чем он удивляет зрителя?
© Lenta.ru

Дата выхода: 14 марта Страна: Россия Продолжительность: 8 серий по 50 мин. Режиссер: Сергей Виноградов В ролях: Игорь Петренко, Дарья Урсуляк, Анастасия Микульчина, Виталий Кищенко, Светлана Чуйкина

Черное море, июнь 1941-го. Немецкие корабли один за другим покидают советские порты без объяснения причин, а в небе то и дело мелькают иностранные самолеты. «Авиация Германии исчерчивает наше небо пунктуально и безнаказанно. По десять полетов в день. Натурально клотики наши облизывает», — жалуются офицеры наркому Николаю Кузнецову (Игорь Петренко). Прозорливый Кузнецов тут же смекает, что происходящее — прямое свидетельство надвигающейся войны. Он срочно просит личной аудиенции у Сталина (Леван Мсхиладзе), которую ему не без скрежета выбивают.

Тем временем в Германии, сидя перед проектором, словно два продюсера на вторые сутки чтения сценария, обсуждают планы нападения на СССР гросс-адмирал Эрих Редер (Дмитрий Фрид) и сам фюрер в исполнении Сергея Комарова. Его эпизодический Гитлер — настоящий демон, жутковатый, вкрадчивый и манипулятивный. «Не вы ли написали в своем дневнике, что “нашему надводному флоту не остается ничего другого, как демонстрировать, что он может доблестно умирать”?» — нависает немецкий лидер над собеседником. Но седовласый Редер уверен, что атака пройдет благополучно: «Их нарком Кузнецов слишком молод».

А Кузнецов уже докладывает ситуацию Сталину, но советский вождь все твердит, что войны в этом году не будет, и почти открыто угрожает наркому, посмевшему заикнуться об обратном

Поддакивает Сталину и услужливый Ворошилов (Александр Наумов), и весь кабинет министров, — Кузнецову здесь явно ничего доказать не удастся. Вернувшись в свой штаб, он в порыве самоуничижения начинает сыпать перед починенными метафорами: «Я ведь был там, стоял, как воришка перед городовым. Я не доложил о реальной обстановке дел, теперь наши корабли собраны на базах, как грибы в лукошках! Уха мы из селедки, а не советский флот!»

Взяв себя в руки, Кузнецов сам наводит порядок на вверенной ему территории: немецких летчиков принудительно сажают, корабли ежедневно меняют свое расположение. Об этом узнает Сталин, который тут же звонит наркому. «Война начнется 22 июня», — заявляет Кузнецов главнокомандующему. «А 23-го я жду вас на своей даче», — будто бы парирует Сталин.

О том, что диалоги станут главной изюминкой «Адмирала Кузнецова», становится понятно еще по первым минутам, когда смотритель маяка (Николай Добрынин) высыпает на пинающую мяч молодежь целый ворох фразочек, которые хочется тут же записать на память: тут и «копченый пеленгас», и «не учите рыбу плавать», и много что еще. Сериал в принципе почти целиком строится на диалогах, демонстрируя чуть ли не маниакальную заинтересованность в переговорах исторических личностей разной величины за закрытыми дверями, «Адмирал Кузнецов» уходит в зону политического триллера.

Что не удивительно, ведь прообраз заглавного героя половину жизни провел в центре подковерных интриг и внутрипартийной борьбы

Еще до Великой Отечественной Николай Кузнецов успел повоевать в Испании против режима Франко — там он был военно-морским советником на стороне республиканских сил. За гражданской войной последовала поддержка советских сухопутных войск в столкновениях с японцами, а в 1939-м Кузнецов уже стал самым молодым народным комиссаром Военно-морского флота в истории СССР. После Второй мировой войны он успел попасть аж в две опалы и на скамью подсудимых, разногласия у него возникали и со Сталиным, и с Хрущевым, и даже с Жуковым.

Но «Адмиралу Кузнецову» ни предысторию, ни мотивы главного героя разжевывать не приходится — его суровое прошлое и стойкий характер исчерпывающе передает аскетичная игра Игоря Петренко, звезды «Спящих» и «Банды “ЗИГ ЗАГ”». Петренко с его богатым послужным списком, в который также входят «Нюрнберг», «Мы из будущего 2», «Викинг» и «Звезда», прекрасно удается изобразить закаленного, хладнокровного и непроницаемого вояку.

Но не только кабинетными диалогами и телефонными переговорами радует зрителей «Адмирал Кузнецов»

В определенные моменты это и боевик, и шпионский триллер, и военно-историческая драма, и горькая мелодрама, и даже неожиданная комедия. Эффект последней в некоторых эпизодах будто бы создается исключительно за счет широкоугольной камеры с крупными планами, благодаря которым «Адмирал Кузнецов» становится похожим на «Шапито-шоу» или «Ералаш», — но ровно до тех пор, пока авторы не начинают буквально выжимать из зрителя совсем иные эмоции сценами боевых действий.

Такая эклектичность сериала легко объясняется пестрой фильмографией его создателя Сергея Виноградова, в которой соседствуют проекты диаметрально противоположные. Театральный актер, режиссер и хореограф, в середине 2000-х Виноградов дебютировал на телевидении с криминальным детективом «Искушение Титаника» об оперативнике, который противостоит рвущемуся в политику авторитету. Далее в его кинокарьере последовали боевики «Оперативный псевдоним 2: Код возвращения» о сбежавшем из России суперагенте и спецкурьере КГБ и «Тюрьма особого назначения» — про попа, который берется за оружие, чтобы защитить от налетчиков пенитенциарное учреждение для помилованных убийц. А вслед за ними — и мелодрамы, и комедии, и военные шоу.

Самыми громкими работами, в которых режиссеру довелось поучаствовать, стали военно-исторический «По законам военного времени» и разворачивающийся в конце XIX века детектив «Формула преступления»

Жанровое разнообразие «Адмирала Кузнецова» как будто призвано подчеркнуть то, что сериал, будучи в первую очередь военно-историческим в наиболее классическом, консервативном для российского телеэкрана понимании, метит при этом в максимально широкую аудиторию. Какие-то моменты получились, что-то, наоборот, едва ли вызовет у зрителя эмоции, но мало кого оставят равнодушными кадры последствий бомбежек: разрушенные дома, пылающие оконные проемы и растерянные граждане. В конце концов, именно в этих сценах «Адмирал Кузнецов» удивительно прочно связывает судьбы прошлых поколений с нынешней реальностью.

Сериал «Адмирал Кузнецов» выходит на платформе «Смотрим»