Войти в почту

Нужен ли подвиг христианину в XXI веке?

Православные христиане до Пасхи (семь недель) должны воздерживаться от скоромной пищи, увеселений, праздности, и чаще бывать в храме на богослужении, больше молиться дома, больше уделять время чтению Евангелия и книг духовного содержания. Да, кстати, Великим постом в храмах в будние дни на часах прочитывается все Евангелие, и христианин, если не может быть на богослужениях, то должен дома сам за время поста прочитать полностью Евангелие.

Нужен ли подвиг христианину в XXI веке?
© Вечерняя Москва

Время поста — это время духовного подвига. Но нередко у современных христиан возникает вопрос: нужен ли подвиг поста в наше время?

Если посмотрим на весь христианский мир, то увидим, что отношение к Великому посту, и вообще к подвигу христианина разное, и три основные христианские конфессии придерживаются разных взглядов на подвиг. Протестанты полностью отрицают необходимость христианского подвига, считают его чуждым Евангелию, «устаревшей нормой». В католичестве подвиг поста и молитвы — это выполнение сверхдолжного, за которое человек ожидает «положенную награду» от Бога. Для православного человека не зависимо, живет ли он в монастыре или нет, подвиг, — это то, что дает надежду на вечную жизнь со Христом.

Интересен факт, что прохождение подвижнических трудов (пост, молитва, духовные размышления) чаще всего связывают с монашеством, но с апостольских времен и до III века подвижничество было распространено среди всех христиан, праведно живущих в обществе, а пустынники именовались «анахоретами».

Жизнь христианина — это всегда борьба с собственными пороками, а цель — достижение Царства Божьего. Как сравнивает преподобный Паисий Святогорец, это как восход на высокую гору. Разница лишь в том, что подвижнический путь семейных людей — это серпантин — относительно ровная, но извилистая дорога. Монашеская жизнь больше похожа на преодоление скал, подъем альпиниста. Один путь требует больше терпения, другой послушания «проводнику» — духовному наставнику. Две дороги ведут к Богу, на каждой есть опасность сорваться вниз, и обе они требуют усилий и труда человека над собой.

Жизнь человека не должна стать показным подвижничеством, в этом Господь обличает фарисеев (см. Мф. 1—39). Однако и внутренний подвиг невозможен без внешних вспомогательных средств. Без поста нельзя научиться воздержанию, без молитвы — смирению и любви.

По мысли священномученика Петра Дамаскина, подвиг необходим, чтобы человек усилием воли привыкал отрываться от земного и устремляться к Небесному. Как говорит святой, мы начинаем желать того, к чему привыкли.

Есть такая притча. Двое беседовали на улице. Мимо прошел вор. В мыслях у него пронеслось: «Люди ищут, где бы раздобыть больше денег …» Он изменил маршрут и пошел заниматься своим воровским делом. Пробегал человек, подверженный страсти осуждения, и подумал: «Только утро наступило, а эти двое уже косточки соседям перемывают», пришел на работу и стал жаловаться на семью и друзей. Случайно рядом с беседовавшими оказался и добрый христианин. Он подумал: «О горе мне, грешнику. Люди решили доброе дело сделать, а я все никак не навещу больного», и он пошел помогать людям.

Так и в будущей жизни душа окажется там, где ей привычней. Если человек в жизни не оставлял подвига, стремился быть в душе с Богом, то будет с Ним, а если жил ради плоти, то и в будущем веке продолжит мучить себя страстями.

Спаситель призывает исполнить заповедь любви (см. Ин.13:35), но без самоотверженности невозможно обрести главную христианскую добродетель. Аскетический труд охватывает все движения души человека, все его силы: физические, моральные, духовные. Господь сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37), то есть любовь к Богу должна охватить всего человека, его внутренние устремления и внешнюю жизнь, его поступки и желания. Он в своих трудах, мыслях, суждениях не должен забывать о Боге, что Бог рядом, Он все знает, и нам придется дать перед Ним ответ за каждое слово и за каждое дело.

Господь обращается в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8), а очистить сердце можно только постоянной работой над собственной душой, то есть, без личного подвига мы не можем познать Бога.

Когда со вниманием читаешь Евангелие, то осознаешь, какую Спаситель вел подвижническую жизнь. Часто в Священном Писании говорится, как Он «уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16), ограничивал Себя в сне (см. Лк. 6:12), держал строгий пост (см. Мф.4:1). Внешний подвиг Христа, который Он скрывал от окружающих, сопровождался внутренним борением.

Иисус Христос учил и апостолов, как надобно возносить молитву Богу (Лк. 11:2—13), поститься (Мф.6:17). Те следовали Его примеру, наставляя в такой же высокой подвижнической жизни христиан (см. Фил.1:27).

Для чего Христос держал сорокадневный пост, молился? Господь дает нам личный пример. Церковь называет Иисуса Христа Подвигоположником, и именно поэтому святитель Григорий Нисский уверяет, что человек напрасно называет себя последователем Господа, если не прикладывает усилий в воздержании и молитве, чтобы приблизиться к Нему.

Христиане призваны следовать за Христом путем самоотречения. Он прямо говорит: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же» (Ин.13:15). Господь указывает, что подвиг поста и молитвы, направление свободной воли к Богу — те тесные врата, через которые христианин может войти в Небесное Царство.