Войти в почту

От Античности до XX века

К теории эволюции многие относятся скептически: кто-то считает, что это слишком простое объяснение, а кто-то просто в нее не верит. Тем не менее это важная основа научной картины мира. Рассказываем, как формировалась и менялась теория эволюции — с древности и до XX века.

#note1 {display: none;} #note2 {display: none;} #note3 {display: none;} .block { background: #f5f5f5; border: 0px ; text-align: left; width: 300px; z-index: 1; padding: 10px; font-family: sans-serif; font-size: small; } .spoiler > .block {display: none; position: absolute;} .spoiler > input:checked + .block {display: block;} label {font-size: small; vertical-align: super;} label:hover {cursor: pointer; text-shadow: 1px 1px 2px #f5f5f5, 0 0 1em #f5f5f5; }

Эволюционные идеи до Нового времени

Хотя концепция эволюции ассоциируется прежде всего с Чарльзом Дарвином, подобные идеи появились еще в Древней Греции. Одну из первых концепций предложил философ Анаксимандр Милетский (610–547/540 гг. до н.э.) в своем трактате «О природе». Полностью трактат не сохранился, но по обрывкам и цитатам становится понятно: Анаксимандр предполагал, что все живые существа произошли из морского ила, а люди — от рыбоподобных животных. Фактически это прообраз идеи о том, что виды развиваются с течением времени и переходят на новые ступени эволюции. Но, конечно, никаких доказательств у Анаксимандра не было.

Другой древнегреческий философ и поэт, Эмпедокл (V в. до н.э), объяснял происхождение жизни через концепцию, похожую на принцип естественного отбора. Он предполагал, что вселенной движут две силы: Любовь и Раздор, которым подвластны все стихии, небесные тела и живые организмы. Под влиянием этих сил и стихий появились части живых организмов: головы, конечности, внутренние органы — которые затем соединялись случайным образом:

«Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,

Голые руки блуждали, в плечах не имея приюта,

Очи скитались по свету, одни, безо лбов сиротея. <…>

Но как скоро тесней божество с божеством сочеталось,

Стали тогда и они как попало сходиться друг с другом;

Множество также других прирождалося к ним беспрерывно»❓Цит. по: Эмпедокл. Из поэмы «О природе» // Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э. М.: Ладомир, 1999. .

Получившиеся в результате существа либо выживали, если комбинация органов была удачной, либо умирали.

Эволюционные концепции были также у Аристотеля. В трактате «История животных» он описывает постепенное усложнение живых организмов — от растений до животных:

«Природа переходит так постепенно от предметов бездушных к животным, что в этой непрерывности остаются незаметными и границы, и чему принадлежит промежуточное. Ибо после рода предметов бездушных первым следует род растений, и из них одно от другого отличается тем, что кажется более причастным к жизни, и в целом весь род растений по сравнению с другими телами кажется почти одушевленным, а по сравнению с родом животных бездушным»❓Цит. по: Аристотель. История животных. М.: Издательский центр РГГУ, 1996. .

Идею усложнения форм жизни Аристотель развивает и в других работах. Например, в тексте «О возникновении животных» он выстраивает цепочку от самозарождающихся животных❓ Философ считал, что жизнь может появиться из неживых объектов: например, моллюски зарождаются в морском иле. к живородящим — последних Аристотель считает более совершенными. Но, хотя усложнение живых организмов вполне соответствует теории эволюции, Аристотель полагал, что с момента своего возникновения эти организмы никак не менялись.

В Средние века на Западе господствовали два взгляда на историю мира:

Развитие идей Аристотеля: мир, законы природы и живые организмы существовали и будут существовать всегда, они не менялись и не меняются.Христианская концепция: мир и жизнь в нем созданы Богом, а их развитие описано в священных текстах.

Ни один из этих взглядов не оставляет места для теории эволюции. Следующие значимые эволюционные концепции появились позже — в Новое время.

Новое время

В этот период разрозненные идеи об изменчивости видов начинают складываться в проработанные теории. Появляются первые работы, в которых развивается концепция эволюции — например, трактат The Primitive Origination of Mankind, написанный юристом и богословом Мэтью Хейлом (1609–1676). Именно здесь термин «эволюция» впервые используется в биологическом смысле.

Хейл рассуждает о том, что никакие небесные тела и живые организмы не могут оставаться неизменными. Они развиваются в течение жизни, и эта жизнь конечна, а вечен и неизменен только Бог. Кроме того, Хейл предположил, что все живые организмы не были созданы в той форме, в которой существуют сейчас. Сначала появились некие архетипы каждого вида, которые затем изменялись под влиянием разнообразных обстоятельств.

Наиболее проработанную и масштабную эволюционную концепцию в этот период предложил французский ученый Жан-Батист Ламарк (1744–1829). Ее суть можно описать так:

Жизнь зарождается непроизвольно во внешней среде. При этом один вид может происходить от другого.У всех живых организмов есть внутреннее стремление к совершенству — то есть к усложнению. Поэтому все виды не остаются неизменными, а постоянно развиваются — пусть и незаметно для человека.Развиваясь, организмы приспосабливаются к новым условиям окружающей среды и получают новые «инструменты» — например органы. Если эти органы используются часто, значит, это полезные признаки, и они передаются по наследству. А если не используются, то отмирают.

Кроме теории Ламарка, до Дарвина было еще несколько заслуживающих внимания концепций:

Карл Линней (1707–1778) предложил подробную классификацию живых организмов. Он выделил три царства — растений, животных и минералов — и выстроил иерархическую систему от видов до классов. Хотя Линней считал, что все виды неизменны с момента своего появления, его классификация повлияла и на теорию эволюции — именно на нее опирался Чарльз Дарвин в «Происхождении видов».Жорж-Луи Бюффон (1707–1778) разделял идею изменчивости видов. Он первым предположил родство между человеком и человекообразными обезьянами.Эразм Дарвин (1731–1802) в своем труде «Зоономия, или законы органической жизни» предвосхитил идеи Ламарка. Он предположил, что живые организмы получают новые признаки, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, и передают их по наследству. Кроме того, ученый описал механизм, напоминающий естественный отбор. Самые сильные и активные особи дают наиболее многочисленное потомство, и благодаря этому следующие поколения наследуют только полезные признаки.

Хотя проработанных эволюционных концепций появлялось все больше, в обществе воспринимали их неоднозначно. Основная проблема была в том, что такие концепции противоречили христианским представлениям о сотворении мира. Даже если ученые говорили о том, что законы природы, в том числе эволюционные, были определены Богом, их идеи встречали активную критику. Это относилось и к теории Чарльза Дарвина.

Теория Чарльза Дарвина

Чарльз Дарвин (1809–1882) считал самым значительным событием в жизни кругосветную экспедицию на корабле «Бигль». И неудивительно: именно это путешествие натолкнуло его на мысли о законах эволюции. В 1859 году Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора», где сформулировал основные положения своей теории.

Дарвин писал, что каждая популяция ограничена в размерах, поскольку ей доступно ограниченное количество ресурсов. Чтобы получить больше, живым организмам приходится бороться за существование друг с другом и с окружающей средой. В таких условиях выживают и дают более многочисленное потомство те особи, у которых оказались признаки, подходящие для конкретной среды. Этот процесс Дарвин назвал естественным отбором.

В отличие от Ламарка и Эразма Дарвина, ученый считал, что полезные для выживания признаки появляются случайно, а не как реакция на окружающую среду. Они передаются по наследству, в результате изменения накапливаются — и постепенно появляются новые виды.

Синтетическая теория эволюции

Хотя теория Чарльза Дарвина была наиболее проработанной для своего времени, в ней тоже были белые пятна. Прежде всего они касались механизмов наследования генов. Кроме того, некоторые ученые сомневались в том, что естественный отбор не настолько важен для эволюции, как считает Дарвин.

В начале XX века ученые Карл Корренс, Хуго де Фрис и Эрих Чермак независимо друг от друга переоткрыли законы Менделя — базовые принципы наследования признаков. Развитие генетики позволило переосмыслить теорию Дарвина. Так появилась синтетическая теория эволюции — именно она лежит в основе современных концепций.

Синтетическая теория предполагает, что эволюция — это результат мутаций и естественного отбора. Мутации меняют генофонд популяции, создавая таким образом предпосылки для естественного отбора. При этом, чтобы появился новый вид, часть популяции с новыми наследуемыми признаками должна развиваться в изоляции. Иначе появятся только варианты в рамках конкретного вида.