Виноград, ягоды, груши — почему Петропавловский выглядит так?

В Казань вернулась теплая весна, а вместе с ней и желание гулять. Самое время выходить из дома и заново открывать для себя давно открытое. Предлагаем начать с Петропавловского собора в районе Профсоюзной. Обычно храмы сверкают своей монохромностью, а тут целый каменный сад на фасаде персикового цвета — с виноградом, яблоками и грушами. Это необычный образец нарышкинского барокко — наряженный, пестрый, ни на кого непохожий. Присмотримся?Начиналось все плохо: он рухнул, когда его уже почти достроили Это сейчас физфак и другие здания слегка закрывают вид на собор. В царские же времена ему дышалось легче: даже улица, на которой он стоит, была названа в его честь — Петропавловская. В советские годы ее переименовали сначала в Банковскую, ну а в 1966 году она получила свое нынешнее название — Мусы Джалиля. Роскошному храму на улице Мусы Джалиля триста лет. Вся его история изрешечена проблемами. Первые начались еще на этапе строительства. Сооружение рухнуло, когда все было уже почти готово. Сказалось отсутствие опыта у местных зодчих: никогда еще они не строили таких высоких зданий. Пришлось звать подмогу. Заказчик — олигарх 18 века Иван Микляев/Михляев — выписал из Москвы опытных мастеров. Для этого казанский купец обратился к самому Петру I, чтобы тот разрешил завершить стройку. «Сам Петр подключается и шлет своих зодчих не то из Малороссии, не то из Флоренции, где много солнца и вина. И оттуда же вся эта плодово-ягодная пышность нарышкинского барокко, из прорубленного Петром окна в Европу», — рассказывал в своем видео Эдуард Хайруллин (обязательно посмотрите этот теплый 10-минутный выпуск). Микляев отблагодарил императора коронами — точнее, их изображениями. Вопреки церковным традициям, они появились на стенах, потолке, иконостасе и даже кресте. Император императором, но все-таки в первую очередь Микляев думал о себе: «Воздвигнув такую неземную красоту, Иван Афанасьевич смело мог помирать — его безбедное будущее в загробном мире было гарантировано», — писал Алексей Клочков в своей книге «Казанский посад: стены и судьбы».Храм сияет фруктами и цветами. На его стенах — вечное лето У Петропавловского редкая для нашего региона сочная архитектура. Она подарила ему прозвище «Каменные висячие сады Казани». На его стенах Эдем: цветочные гирлянды, листья, гроздья винограда, яблоки, сливы, персики и груши. Существует версия, что виноград тут — цитирование Христа: «Я есть лоза, а вы ветви». Эта красота чудом уцелела в пяти опустошительных пожарах 1742, 1749, 1774, 1815 и 1842 годов. В 1888-1890 храм пережил масштабную реконструкцию, возглавил которую не простой человек — архитектор Михаил Литвинов. В будущем он станет смотрителем здания Храма Христа Спасителя в Москве. Литвинов восстановил первоначальный облик Петропавловского, заодно подарив новый цвет крыши. Вместо сине-зеленой она стала бело-голубой — такой, какой мы видим ее сейчас. Считается, что благодаря этой реконструкции собор сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Местами даже выжила штукатурка, изготовленная из яиц, творога и других подручных средств.В советское время тут был даже планетарий Храму удалось устоять в огне советского антирелигиозного куража. В 1922 году власти конфисковали ценности богатейшей церковной ризницы. В 1930 с колокольни сбросили колокола — их отправили на переплавку. В том же году за «антисоветскую деятельность» арестовали настоятеля, а усыпальницу Микляева под колокольней разорили. В 1939 году собор закрыли: государство признало его памятником архитектуры и взяло под охрану. Хотя делало это как-то своеобразно. В разное время в здании располагались партархив, антирелигиозная экспозиция с лозунгом «Коммунизм и религия несовместимы» и реставрационные мастерские Госмузея ТАССР. Трапезную разделили грубыми перегородками на несколько комнат, перед иконостасом поставили бильярд, в алтаре устроили красный уголок и что-то вроде конференц-зала. Был и планетарий с дорогим оборудованием: округлые своды идеально подходили для размещения звездного неба. Сюда водили школьников с 1960-х до конца 1980-х. В 1989 году под давлением общественности храм вернули верующим. К этому, кстати, приложила руку влиятельная тогда «Вечерняя Казань» и ее главред Андрей Гаврилов. Госмузей передал ключи церкви, собор освятили — и историческая справедливость была восстановлена. В 2016 году Петропавловский ушел на многолетнюю реставрацию, завершат которую лишь в 2026 году.

Виноград, ягоды, груши — почему Петропавловский выглядит так?
© Казанский Портал