Войти в почту

Трагичные романы российских балерин с аристократами: Числова, Телешева, Истомина, Павлова

Они были молоды, красивы, богаты, но несчастны.

Трагичные романы российских балерин с аристократами: Числова, Телешева, Истомина, Павлова
© Чемпионат.com

В XIX веке балерины стали живым воплощением мечты. Их изящество и грация, умение очаровывать и вдохновлять выходили далеко за рамки сцены, проникая даже в самые закрытые дворцовые залы Российской империи. За красотой и лёгкостью танца скрывались настоящие человеческие драмы, страсти и жертвы.

«Кавалергарда век недолог, и потому так сладок он. Эти строки приходят на ум, когда изучаешь тенденцию Великих Князей, аристократов и военных выбирать возлюбленных из числа балерин. Ведь век их действительно был недолог… Почему же мужчины из вышеупомянутых сословий так любили балерин?»

Вероятно, основная причина кроется в том, что в России XIX века они были одновременно символом женственности и свободы. За них дрались на дуэли, отказывались от законных супруг. Правда, женились на них далеко не всегда. Изучаем самые трагичные романы балерин.

Екатерина Числова и Великий Князь Николай Николаевич

Сын Николая I немало отличился в военном деле и даже получил орден Святого Георгия I степени. Но вот жениться по любви не вышло. Родители подыскали идеальную партию в лице двоюродной племянницы – Александры Петровны. Девушке Николай интересен не был. Она вела себя с ним холодно. Иногда высмеивала и предпочитала заниматься не мужем, а огородом.

В итоге Великий Князь увлёкся балериной Екатериной Числовой, которая была моложе его на 15 лет. Тогда законная супруга обратилась к Александру II с просьбой устроить развод. Император резонно заметил, что в жизни надо выбирать – огород или муж.

С балериной Николай Старший, казалось, обрёл настоящее счастье. Она поселилась в купленном для неё доме, окна которого были видны из княжеской резиденции. Когда девушка готовилась принять Великого Князя, она ставила на подоконник две свечи. Николай срывался с места. Иногда ссылался на пожар, где якобы требовалось его присутствие.

В этой истории были высылки за границу, страстные воссоединения, пятеро детей. Однако с возрастом характер Екатерины портился. Она боялась измены, поэтому устраивала обыски и скандалы в кабинете князя в присутствии его слуг. Не в силах ни терпеть унижения, ни порвать с любимой женщиной Николай приказал всю корреспонденцию сразу относить Екатерине.

Любовники умерли от онкологии с разницей всего в два года. Александр III в частной переписке признавался, что в последние годы жизни князь Николай Николаевич был обузой и его уход стал облегчением для императорской семьи.

Екатерина Числова оставила своим детям миллионное состояние. А вот наследникам от официального брака Николая пришлось расстаться с княжеской резиденцией, чтобы расплатиться с долгами.

Екатерина Телешева и генерал Михаил Милорадович

Генерал Михаил Милорадович в 1822 году получил в своё управление контору Императорских театров. Директором он назначил друга, поэта Аполлона Майкова. Женщины сами предлагали генералу руку и сердце. Не устояла даже мадам де Сталь – французская писательница. Однако Милорадович целиком и полностью принадлежал балерине Екатерине Телешевой.

Екатерина моментально завоевала сердце генерала. Он окружил её заботой, позволяя девушке диктовать условия в Мариинском театре. Телешева сама выбирала роли, выступала по собственному графику и даже убирала нежелательных балерин.

Расположения Екатерины искал и Александр Грибоедов, но безуспешно. Балерина искренне любила генерала. Именно от неё он уехал навстречу смерти 26 декабря 1825 года. Девушка умоляла этого не делать, но Михаил был уверен, что сможет вразумить бунтовщиков-декабристов.

После смерти Милорадовича Телешева долго страдала. Спустя несколько лет она вышла замуж за отставного штабс-капитана Афанасия Шишмарёва. В браке у них родились шестеро детей.

Авдотья Истомина и кавалергард Василий Шереметев

Красоту и грацию Авдотьи Истоминой на страницах «Евгения Онегина» запечатлел Александр Пушкин. Поэт и сам был неравнодушен к ней. Именно эта балерина оказалась поистине роковой женщиной. Из-за Авдотьи Истоминой случилась «четверная дуэль». Тогда стрелялись не только участники конфликта, но и их секунданты. Одним из них был Александр Грибоедов.

Отношения Истоминой и кавалергарда Шереметева начались в 1815 году. Однако в 1817 году из-за ревности возлюбленного Истомина уехала от него к подруге. Грибоедов позвал балерину на чай к общему знакомому, графу Завадовскому. У него Истомина по необъяснимым причинам задержалась на два дня. Узнав об этом, Шереметев вызвал Завадовского на дуэль. Но стрелялись и их секунданты – Грибоедов и Александр Якубович.

Дуэль стала роковой для Шереметева. Выстрел Завадовского оказался смертельным. На следующий день кавалергард скончался. Истомина была безутешна, чувствуя свою вину за произошедшее.

Авдотья, которая была знакома со многими декабристами, после 1825 года оказалась в негласной опале. Она стала получать всё меньше ролей в театре. Последний раз Истомина вышла на сцену в 1836 году, в паре с будущим мужем, артистом Павлом Экуниным. Скончалась балерина от холеры в 1848 году.

Анна Павлова и барон Виктор Дандре

Если предыдущих балерин мы знаем преимущественно по письменным и поэтическим описаниям их современников, то талант Анны был запечатлён киноплёнкой. Её природная грация и высокий технический уровень поражают даже спустя столетие. Миниатюра «Умирающий лебедь», поставленная Фокиным специально для Павловой, впоследствии стала заветной партией многих балерин.

История личной жизни Анны Павловой подтверждает – аристократы или военные выбирали танцовщиц за красоту. В XIX веке балеринами становились девушки из небогатых, а то и вовсе из бедных семей. Приданого у них не имелось, а значит, они соглашались быть любовницами. Нельзя сказать, что мужчины не питали к ним нежных чувств, но для аристократа жениться на балерине в те времена считалось немыслимым.

Эта участь не миновала и Анну. Она стала любовницей барона Виктора Дандре. Правда, её не устраивала жизнь женщины на содержании. Однажды она выпорхнула из своей клетки и вернулась в театр.

В это время Сергей Дягилев начинал популяризацию русского балета за рубежом. Гастроли в Париже имели грандиозный успех, публика быстро раскупала билеты на Нижинского и Павлову. Наступило время мирового признания.

Неожиданно Анна оставила труппу и уехала в Лондон, чтобы отработать контракт на колоссальную сумму и спасти Виктора Дандре. Его дела шли плохо, а семья и окружение отвернулись от барона. После этого бывшие возлюбленные встретились и уже никогда не расставались. Они даже тайно обвенчались.

Увы, активная работа изнуряла балерину. У неё случались нервные срывы.

В 1931 году Анна простудилась на гастролях в Гааге и умерла, не дожив нескольких дней до своего 50-летия. Опустошённый потерей Дандре нашёл утешение в создании «Общества памяти Анны Павловой». Барон сохранил её сценические костюмы, фотографии и редкие записи.

Правда, существует точка зрения, что для Виктора Дандре это была единственная возможность заработать денег себе на жизнь. Всё состояние Павлова завещала своей матери, а документы, подтверждающие брак с Дандре, уничтожила. И никто, видимо, уже не узнает причины такого поведения великой балерины.